Законы, вступающие в силу : основные изменения в РФ

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Законы, вступающие в силу 1 сентября

Федеральный закон от 18 июля 2019 года № 193-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Продажей билетов, абонементов и экскурсионных путёвок могут заниматься только организации исполнительских искусств и музеи, а также уполномоченные на основании договора лица.

Запрещено продавать билеты, абонементы и экскурсионные путёвки по цене, превышающей ту цену, которая указана в билете, абонементе или экскурсионной путёвке. При этом установлено, что уполномоченные лица при их реализации вправе взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг. Общая стоимость услуг не должна превышать 10 процентов цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путёвке.

Правительство РФ будет устанавливать правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путёвок в случае отказа посетителя от посещения, а их форму — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Организации исполнительских искусств и музеи могут самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов, абонементов и экскурсионных путёвок.

Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Скорректирован круг должностных лиц местного самоуправления, которые могут совершать отдельные нотариальные действия в поселениях и населённых пунктах, где нет нотариусов. В частности, в него вошли должностные лица администраций поселений, муниципальных районов, городских и муниципальных округов, не являющихся административными центрами.

Также предусмотрена обязанность нотариусов в поселениях и населённых пунктах, в которых отсутствует нотариус и имеется потребность в совершении нотариальных действий, соблюдать график приёма населения, которые утверждается нотариальной палатой субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 201-ФЗ «О внесении изменения в статью 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий, будут зачисляться в бюджеты муниципальных районов по нормативу 100 процентов.

Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вводится обязательное осуществление аудиозаписи судебных заседаний по гражданским делам в судах первой и апелляционной инстанций, а также возможность подачи замечаний относительно неточности и неполноты такой аудиозаписи.

Также предусмотрено, что при формировании состава суда для рассмотрения гражданских и административных дел будет использоваться автоматизированная информационная система.

Кроме того, установлен процессуальный статус помощника судьи.

Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Установлен новый вид дисциплинарного взыскания для судей — понижение в квалификационном классе. Такой вид наказания может налагаться за существенное нарушение положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» или Кодекса судейской этики в том случае, если судья ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию.

Также установлено, что в случае положительного решения квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидата на должность судьи для его назначения на указанную должность согласие председателя соответствующего суда не требуется.

Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Изменения, вносимые в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, направлены на совершенствование судебной системы, обеспечение доступа граждан к правосудию, а также на реализацию принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений.

Состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела будет формироваться с учётом нагрузки и специализации судей путём использования автоматизированной информационной системы. Также определен статус и полномочия помощника судьи.

Кроме того, вводится обязательная аудиозапись судебного заседания в суде первой и апелляционной инстанций и право участников судебного разбирательства знакомиться не только с протоколом судебного заседания, но и с аудиозаписью судебного заседания, и подавать на неё замечания.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 534-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» дополнен новой статьёй, которая касается выполнения сотрудником СМИ поручений редакции в особых условиях.

Установлены обязанности редакции в случае выполнения её сотрудником поручения редакции в особых условиях. Предусмотрено, что при причинении вреда жизни или здоровью сотрудника в процессе выполнения им поручения редакция обязана выплатить единовременную компенсацию, а также устанавливается минимальный размер компенсаций и порядок их выплат. Редакция освобождается от обязанности по обеспечению выплаты компенсаций в случае заключения ею за счёт собственных средств договора добровольного страхования сотрудника редакции, выполняющего поручение редакции в особых условиях.

Ряд положений Федерального закона от 3 июля 2019 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в статьи 39 и 40 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

С 231 084 до 300 000 рублей увеличен общий месячный фонд оплаты труда помощников членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в статьи 22 и 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случае возникновения у него отдельных обстоятельств, дающих право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, в период прохождения военной службы по призыву.

Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 223-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере нотариата, получили право составлять протоколы в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, не выполняющих требования территориального органа юстиции при проверке соблюдения законодательства о нотариате.

Ряд положений Федерального закона от 1 мая 2019 года № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Извещение о дорожно-транспортном происшествии может быть составлено водителями в виде электронного документа. Оно составляется на портале госуслуг по форме, которая установлена Банком России.

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2019 года № 1028 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям, и мониторингу за их оборотом»

С 1 сентября 2019 года по 1 июня 2021 года будет проводиться эксперимент по маркировке средствами идентификации кресел-колясок, относящихся к медицинским изделиям. Его цель — проработка вопросов работы системы маркировки кресел-колясок и мониторинг их оборота, а также организация эффективного взаимодействия органов государственной власти с участниками оборота кресел-колясок. Участие в эксперименте будет добровольным.

Постановление Правительства Москвы от 27 августа 2019 года № 1093-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2018 г. № 1525-ПП»

С 1 сентября 2019 года минимальная пенсия в Москве повыситься с 17, 5 тысяч до 19,5 тысяч рублей.

Доплату получат порядка 1,6 миллиона неработающих пенсионеров, причем 44 тысячи из них — впервые.

С 1 октября 2019 г. вступают в силу законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства

С 1 октября 2019 года вступают в силу масштабные законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства:

– о реформировании судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»);

– о реформировании судопроизводства (Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

– о групповых исках (Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); и др.

1. Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября 2019 года начнут работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов.

В настоящее время ( до 1 октября 2019 года ) в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные суды, областные и равные им суды (верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения и т.д.). Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме. В том числе Верховный Суд РФ – по определенным категориям дел. Вынесенное ими решение по закону можно оспорить в следующей инстанции – апелляционной. Так, для районных судов апелляционной инстанцией являются областные суды. Если же решение областного суда участники процесса сочтут несправедливым, то обращаются с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата суда, поэтому не исключены искушения, – отметил Павел Крашенинников.

Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции, – сказал Павел Крашенинников.

Эти изменения направлены на укрепление независимости судебной системы, снижение коррупционных рисков и влияния региональных связей при отправлении правосудия, – сообщил Павел Крашенинников. Подобная реформа проводилась ранее в системе арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции. А также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Кассационные полномочия областных и равных им судов передаются в полной мере кассационным судам. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Законом № 1-ФКЗ определено место постоянного пребывания новых судов. Этот вопрос отдельно прорабатывался с учетом региональных особенностей, экономической и судебной активности, транспортной составляющей, развития инфраструктуры регионов, наличия юридических вузов для подготовки кадров.

Кассационные суды общей юрисдикции:

Первый кассационный суд – в городе Саратове;

Второй кассационный суд – город Москва;

Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;

Четвертый кассационный суд – город Краснодар;

Пятый кассационный суд – город Пятигорск;

Шестой кассационный суд – город Самара;

Седьмой кассационный суд – город Челябинск;

Восьмой кассационный суд – город Кемерово;

Девятый кассационный суд – город Владивосток;

кассационный военный суд – в городе Новосибирске.

Апелляционные суды общей юрисдикции:

Первый апелляционный суд – в городе Москве;

Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;

Третий апелляционный суд – город Сочи;

Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;

Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;

апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Вместе с тем, Законом № 1-ФКЗ предусмотрена возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это позволит повысить доступность правосудия для лиц, которые находятся или проживают в отдаленных местностях.

2. Отдельно необходимо сказать о реорганизации в системе военных судов, которые также относятся к судам общей юрисдикции. С 1 октября 2019 года начнут работу апелляционный военный суд и кассационный военный суд, в связи с чем были внесены изменения в структуру, территориальную юрисдикцию и названия военных судов. Система военных судов приведена в соответствие с существующим военно-административным делением Российской Федерации.

Два окружных военных суда — Приволжский окружной военный суд в Самаре и Уральский окружной военный суд в Екатеринбурге – объединены в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации вЕкатеринбурге и постоянным судебным присутствием в Самаре.

3. Структурные изменения судебной системы ведут к необходимости изменения правил судопроизводства, которыми руководствуются суды общей юрисдикции. Соответствующие поправки были введены вторым масштабным законом реформы № 451-ФЗ – судопроизводственным.

В числе наиболее важных судопроизводственных изменений:

1) С 1 октября 2019 года представителями сторон в судах при рассмотрении гражданских и арбитражных дел (начиная с областных судов и выше) могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности – за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и в районных судах.

При этом требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона, а это не только законные представители. Это, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные. Такие категории лиц могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде.

Стоит отметить, что правило о наличии высшего юридического образования уже действует в отношении представителей сторон по административным делам. При этом КАС РФ дополняется новым альтернативным критерием – наличие у представителей ученой степени по юридической специальности;

2) с этой же даты вводится сплошная кассация. Теперь каждая кассационная жалоба будет рассматриваться кассационным судом коллегиально, что позволит обеспечить качественную проверку кассационных жалоб по существу, в отличие от выборочной кассации;

3) расширяется количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В том числе, путем увеличения суммы исковых требований о взыскании денежных средств по таким делам.

В ГПК РФ сохраняется существующий ценовой порог упрощенного производства – в размере 100 тыс. рублей.

В арбитражном процессе устанавливается для индивидуальных предпринимателей – 400 тыс. рублей, для юридических лиц – 800 тысяч рублей.

По публично-правовым категориям дел – сохраняется 100 тыс. рублей.

Кроме того, унифицировано приказное производство в АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 тыс. рублей;

4) исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно с этим установлено правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. Например, если иск был подан в арбитражный суд, а должен рассматриваться судом общей юрисдикции, то теперь суд не будет прекращать производство по делу, а направит дело в другой суд в соответствии с подсудностью;

5) изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило содержится в КАС РФ при рассмотрении административных дел.

4. Еще одно важное изменение – Законом № 191-ФЗ вводится возможность граждан с 1 октября 2019 года обращаться в суд с групповыми исками в защиту своих прав и законных интересов.

Павел Крашенинников отметил, что во многих странах давно существует и активно используется такая возможность. Это удобно для истцов, поскольку экономит их время и сокращает финансовые издержки, и для судебной системы, поскольку значительно ускоряет рассмотрение схожих дел и способствует формированию единообразной судебной практики. В нашей стране возможность обращения в суд с групповыми искам до сих пор существовала только в арбитражном судопроизводстве (в АПК РФ), но теперь она появится и у граждан при обращении в суд общей юрисдикции.

Граждане смогут подать группой иск, если к нему присоединилось не менее 20 участников, при наличие общих или однородных требований, при схожих обстоятельствах и в отношении общего ответчика. Кроме того, всеми членами группы должен использоваться одинаковый способ защиты своих прав. Т.к. если у участников группы будут разные способы защиты – один будет требовать признания, другой замены товара, третий компенсации, четвертый денежных выплат, то на практике могут возникнуть трудности, – отметил Павел Крашенинников.

Групповой иск должен подаваться в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика. Такой правовой институт может быть применен при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства). Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам в сфере ЖКХ или по спорам, вытекающим из нарушений антимонопольного законодательства, – сообщил Павел Крашенинников. Это могут быть групповые иски жителей многоквартирного дома, чьи права, по их мнению, нарушила управляющая компания, или клиентов сферы услуг: гостиниц, ресторанов, клиник и т.д.

Присутствовать всем участникам в суде не нужно, их представляет определенное лицо, которое ведет дело в интересах группы, – сказал Павел Крашенинников.

Минимальный размер группы для подачи группового иска в суд общей юрисдикции составляет 20 лиц (т.е. до подачи иска к нему должно присоединиться не менее 20 граждан). При подаче группового иска в арбитражный суд минимальный размер группы остается прежним – не менее 5 присоединившихся лиц.

О возможности присоединения к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц делается предложение в публичной форме – путем опубликования сообщения в СМИ, либо на сайте суда в сети “Интернет”, на порталах “Мой арбитр”, ГАС “Правосудие”. Желающие присоединиться к групповому иску смогут это сделать вплоть до перехода суда к судебным прениям, т.е. даже в период рассмотрения дела в суде. Это позволит присоединиться к иску максимально большому количеству участников, – сказал Павел Крашенинников.

Присоединение новых членов группы возможно не только путем подачи ими заявления о присоединении в письменной форме, либо непосредственно в суд. Оно может осуществляться и путем заполнения интерактивной формы, размещенной на официальном сайте суда в сети “Интернет” или на порталах “Мой арбитр”, ГАС “Правосудие”. Это сделает возможность присоединения к групповому иску более удобной и быстрой, – отметил Павел Крашенинников.

Порядок несения участниками группы судебных расходов (равно как и возможных доходов) оформляется ими в соглашении, которое подлежит нотариальному удостоверению.

C иском в защиту прав и законных интересов группы лиц также смогут обратиться органы, организации и не являющиеся членами группы граждане, в установленных федеральными законами случаях. Кроме того, должностные лица органов государственного надзора в сфере защиты прав потребителей наделяются полномочиями обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей.

Новеллы предоставят гражданам упрощённые возможности для защиты своих прав и законных интересов в суде, позволят во многих случаях ускорить судебную защиту, – сказал Павел Крашенинников. При этом количество схожих исков уменьшится и упростится их рассмотрение судами. Кроме того, эти изменения будут способствовать формированию единообразной судебной практики.

Новые законы с 1 января 2020 года в России

Государственные программы, утверждённые федеральными властями на ближайшее десятилетие, предусматривают постоянное изменение законодательства в разных сферах общественной жизни. Новые законы с 1 января 2020 года в России затрагивают сферу социального обеспечения и трудового законодательства, которая считается приоритетной.

Рассматриваем в статье:

Основные изменения в социальном обеспечении и трудовом законодательстве с 1 января 2020 года в России

В 2014 году Постановлением Правительства России была утверждена государственная программа «Социальная поддержка граждан». Срок действия программы десять лет, а основные задачи заключаются:

  1. В повышении материального и социального положения лиц пенсионного возраста.
  2. В увеличении и расширение видов и объемов социальной поддержки, в том числе и за счёт привлечения негосударственных некоммерческих организаций.
  3. В улучшении качества социального обслуживания с помощью его модернизации.
  4. В создании условий для роста благосостояния семей с детьми и увеличения рождаемости.
  5. В исполнении государственных обязательств предусматривающим рост оплаты труда, в том числе и повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.

Основные исполнители программы Министерство труда и социальной защиты РФ и Министерство экономического развития РФ. В рамках программы чиновники подготовили несколько десятков законопроектов, а также подзаконных нормативно-правовых актов, часть из них уже была введена в действие, а часть вступят в силу с 1 января 2020 года.

Какие изменения с 2020 году предусмотрены для пенсионеров и ветеранов: постановление правительства

Принятое в августе 2019 года Постановление Правительства вводит в действие обязательные для всех регионов правила определения прожиточного минимума для пенсионеров и расчёта индексаций. Согласно новой методике индексация к пенсии, а в 2020 году она составит 6,6%, будет производиться после региональной доплаты до прожиточного минимума, установленного в регионе. Единая формула позволит исключить случаи неправильного начисления, что приводило к занижениям выплат.

С 1 января 2020 года увеличится возраст выхода на пенсию. В таблице представлены изменения за первое и второе полугодие.

Пол Год рождения Возраст Год выхода на пенсию
Женщины 1964 (2 полугодие) 55 лет 6 месяцев 2020 (1 полугодие)
Мужчины 1959 (2 полугодие) 60 лет 6 месяцев 2020 (1 полугодие)

В ФЗ «О ветеранах» внесены изменения, вступающие в силу с 2020 года. Так закон расширяет круг лиц, имеющих статус «ветеран боевых действий». С 1 января 2020 года к ним относят и принимавших участие в боевых действиях в Дагестане в период с августа по сентябрь 1999 года.

Как изменится зарплата трудоспособного населения: последние новости

Факторов, влияющих на уровень заработной платы достаточно много, но один из них является определяемый в государстве минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 2019 года на уровне федерального законодательства были введены правила, устанавливающие размер МРОТ равный прожиточному минимуму (ПМ) трудоспособного населения. Правила предусматривают:

  • значение ПМ для определения МРОТ берётся по показателям за второй квартал предшествующего года;
  • право субъектов федераций устанавливать региональный МРОТ при условии, что его величина не будет меньшей установленного федерального размера;
  • использование показателей МРОТ при расчёте социальных выплат, таких как пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также по обязательному социальному страхованию.

Установленный за второй квартал 2019 года ПМ для трудоспособного населения равен 12130 рублям именно этот показатель заложен как федеральный МРОТ на 2020 год.

Повышение оплаты труда для работников бюджетной сферы пообещал и глава Министерства финансов РФ, в частности он отметил: «Рост зарплаты бюджетников на следующий год составит 5,4%, а рост инфляции по прогнозам на следующий год мы предполагаем на уровне от 3% до 4%». Бюджет России на 2020 год составлен так, чтобы инфляционный налог «не съедал» заработную плату, пенсию и сбережения любого россиянина».

2019-2020 года является переходным периодом для вступления в силу закона, предусматривающего введение электронных трудовых книжек. Изменения в трудовом законодательстве в 2021 году направлены на полный переход к электронному документообороту не только в Пенсионном фонде, а и между работником и работодателем. То есть, кроме электронных трудовых книжек позволяется заключать трудовые договора, оформляется на работу и увольняться с помощью обмена электронными сообщениями. Кроме этого с апреля работающим уже не выдают СНИЛС в бумажном формате.

На какие пособия смогут рассчитывать родители при рождении ребёнка и по уходу за ребёнком до 3-х лет с начала 2020 года

С 1 января 2020 года вступают в силу изменения в ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Согласно нововведениям, право на получения пособия имеют родители детей, родившихся после 1 января 2018 года и имеющие среднедушевой доход менее двух ПМ установленный в регионе для трудоспособного населения. Кроме этого, увеличивается и период выплаты, так право на пособие возникает с момента рождения (усыновления) ребёнка и реализуется до достижения ним 3-х лет.

В августе 2019 года были введены изменения в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», позволяющего погасить обязательства по ипотечному кредитованию за счёт «материнского капитала», но только по отношению к одному кредиту и в размере не превышающим 450 000 рублей. Срок действия нововведения ограничен, сделать это можно будет до 2023 года.

Сам размер «материнского капитала» в 2020 году будет проиндексирован и увеличится до 466 617 рублей.

Социальное обеспечения в Москве в 2020 году

В проект бюджета столичного региона на 2020 год расходы на социальную поддержку увеличены в среднем на 20% по сравнению с 2019 годом. Средства планируется направить на:

  1. Доплаты к пенсиям почти для 2,1 млн. жителей региона. Минимальная пенсия в Москве на 2020 год составит 19 500 рублей.
  2. Финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Такими льготами пользуются жители столицы с низким уровнем дохода. Их численность превышает 4 млн, а размер финансирования составляет 21,9 млрд. рублей.
  3. Частичное, совместно с федеральным бюджетом оплата бесплатного санитарно-курортного обслуживания льготных категорий граждан. А также финансирование бесплатного проезда в общественном транспорте пенсионеров.

Кроме этого власти Москвы планируют продолжить финансирование действия региональных социальных программ, например, таких, как «Московское долголетие», что предусматривают функционирование бесплатных спортивных секций, творческих кружков для лиц преклонного возраста.

В сфере развития здравоохранения, в рамках программы «Здоровая Москва» основными направлениями определены повышение доступности и качества медицинского обслуживания. Кроме средств ОМС столичные чиновники выделяют в 2020 году 700 млрд. рублей на реализацию программы, что на 30% превышает показатели 2019 года.


Обзор изменений законодательства Российской Федерации

В период с 18 октября по 8 ноября 2019 г. в действующем законодательстве Российской Федерации произошли следующие изменения (были опубликованы следующие нормативные правовые акты и ненормативные документы):

Федеральный закон от 4 ноября 2019 г. № 354-ФЗ “О внесении изменений в статью 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” (не вступил в силу).

Ужесточена уголовная ответственность за помощь незаконной миграции с использованием служебного положения. Теперь предусмотрено лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

Ранее наказывали лишением свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок
до 2 лет или без такового.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 ноября 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 17 октября 2019 г. № 1340 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. № 260”.

Правительство закрепило правила предоставления грантов в форме субсидий для господдержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук, а также ведущих научных школ.

Средства выделяются на конкурсной основе российским научным организациям и вузам, а также производителям научно-технической продукции (кроме казенных учреждений), имеющим трудовые отношения с молодыми учеными и членами коллективов ведущих научных школ. Установлен порядок проведения конкурса по отбору получателей средств. Его организует Минобрнауки.

Настоящее постановление вступает в силу с 26 октября 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 11 октября 2019 г. № 1311 “Об утверждении Правил ведения реестра точек обмена трафиком”.

В связи со вступлением в силу законодательных поправок по вопросам защиты Рунета Правительство РФ определило порядок ведения реестра точек обмена трафиком.

Владельцы точек предоставляют необходимые сведения в Роскомнадзор через личный кабинет.

Определено содержание реестра.

Основанием для включения сведений о точке в реестр является направление уведомления
о начале деятельности по обеспечению функционирования точки.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2019 г.

Постановление Правительства РФ от 12 октября 2019 г. № 1316 “Об утверждении Положения о проведении учений по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети “Интернет и сети связи общего пользования”.

Кабмин определил порядок проведения учений по обеспечению безопасного функционирования Интернета в России.

Правительство РФ урегулировало вопросы проведения учений по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования Интернета в России.

Учения проводятся на федеральном и региональном уровнях по решению Минкомсвязи. Определены участники мероприятий.

Учения могут проводиться как в плановом, так и во внеплановом режиме. Периодичность – не реже 1 раза в год.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2019 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2019 № 1385
“Об утверждении Правил взаимодействия собственников или иных владельцев технологических сетей связи, имеющих уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации”.

Установлены правила взаимодействия владельцев технологических сетей связи, имеющих уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных техсредств в Интернете,
с органами внутренних дел и ФСБ.

Владельцы подают в ФСБ заявление о начале взаимодействия в течение 45 дней с даты получения идентификатора. План мероприятий по внедрению в сеть специальных технических средств для получения указанными органами информации в рамках оперативно-розыскной деятельности разрабатывается в течение 3 месяцев со дня регистрации заявления.

Настоящее постановление вступает в силу с 9 ноября 2019 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2019 № 1375
“О порядке контроля за выполнением лицами, участвующими в централизованном управлении сетью связи общего пользования, обязанностей по размещению на территории Российской Федерации средств связи, с использованием которых выполняются указания в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования”.

Правительство РФ урегулировало общие вопросы проведения проверок физических и юридических лиц в части соблюдения требований к размещению на территории России средств связи, с использованием которых выполняются указания в рамках централизованного управления сетью связи общего пользования.

Надзорный орган будет проводить осмотр средств связи и их обследование с применением программно-технических средств.

Настоящее постановление вступает в силу с 9 ноября 2019 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2019 № 1388
“О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Сотрудникам ОВД и служащим войск нацгвардии расходы на проезд личным автомобилем к новому месту жительства в связи с увольнением со службы или переводом компенсируются независимо от вида используемого моторного топлива. Выплата производится исходя из расчета оплаты стоимости 9 л бензина на 100 км пробега по кратчайшему маршруту следования.

Гражданину, уволенному со службы в ОВД, войсках нацгвардии, со стажем 20 лет и более, в случае проезда в санаторно-курортную организацию федерального органа исполнительной власти, или ставшему инвалидом в период службы, компенсируются фактические расходы, не превышающие стоимости проезда личным автомобилем. Членам семьи, следующим вместе с таким гражданином в санаторий, расходы на проезд личным автомобилем не компенсируются. Указанные положения теперь характерны и для сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических веществ.

Также уточнен перечень получателей компенсации из числа сотрудников учреждений УИС, ФПС ГПС, органов по контролю за оборотом наркотических веществ и таможенных органов РФ.

Настоящее постановление вступает в силу с 9 ноября 2019 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 № 1400
“О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 28 ноября 2013 г. № 1084″.

Данным постановлением вносятся изменения в Порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие гостайну.

Настоящее постановление вступает в силу с 7 ноября 2019 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 № 1401
“О типовых формах заявок на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменения в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок”.

Данным постановлением утверждены, в частности: типовая форма заявки на участие в электронном аукционе, типовая форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке.

Настоящее постановление вступает в силу с 15 ноября 2019 г.

Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2019 г. № 2556-р.

Правительство РФ определило индексы изменения размера вносимой гражданами платы на коммунальные услуги на 2020 г. по всем регионам России. Повышение тарифов ожидается
с 1 июля. Наибольший рост платежей ждет жителей Чеченской Республики – 6,5%.

Приказ МВД России от 23.09.2019 № 644 “О признании утратившим силу приказа МВД России от 25 июня 2008 г. № 551 “О порядке и условиях выплаты военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха”.

Настоящий приказ вступает в силу с 9 ноября 2019 г.

Приказ МВД России от 23.09.2019 № 639 “О признании утратившим силу приказа МВД России от 2 декабря 2002 г. № 1182 и признании не подлежащим применению приказа ФМС России от 7 сентября 2015 г. № 400”.

Настоящий приказ вступает в силу с 10 ноября 2019 г.

Приказ МВД России от 25.09.2019 № 650 “О признании не подлежащим применению ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ о Пункте первичного приема миграционной службы, утвержденное ФМС России 25 ноября 1993 г. № 2776”.

Настоящий приказ вступает в силу с 10 ноября 2019 г.

Приказ МВД России от 29.10.2019 № 743 “О внесении изменений в приказ
МВД России от 23 апреля 2019 г. № 267 “Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним”.

МВД перенесло срок вступления в силу новой формы ПТС на 1 ноября 2020 г. В новой форме учтено введение электронных ПТС.

Ранее Коллегия ЕЭК продлила возможность оформления бумажных ПТС до 1 ноября 2020 г.

Новая форма свидетельства о регистрации транспортного средства будет введена с 1 января 2020 г.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 ноября 2019 г.

Приказ МВД России, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службы от 30.10.2019 № 750/4036/1661 “О внесении изменения в приказ МВД России, Минпромторга России, ФТС России от 18 марта 2019 г.
№ 135/857/409 “О признании утратившими силу нормативных правовых актов по вопросам выдачи паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств”.

Коллегия ЕЭК продлила возможность оформления бумажных ПТС до 1 ноября 2020 г.
В связи с этим Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств перестанет действовать с указанной даты.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 ноября 2019 г.

Приказ МВД России от 10.09.2019 № 612 “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства”.

Настоящий приказ вступает в силу с 16 ноября 2019 г.

Приказ МВД России от 10.09.2019 № 613 “Об утверждении регламента внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по выдаче свидетельства
о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности”.

Настоящий приказ вступает в силу с 16 ноября 2019 г.

Приказ Минфина России от 14.10.2019 № 165н “О внесении изменения в приложение к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. № 126н
“Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Настоящий приказ вступает в силу с 12 ноября 2019 г.

Приказ ФАС России от 17.06.2019 № 772/19 “Об утверждении формы представления антимонопольному органу информации о факте повышения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа”.

Настоящий приказ вступает в силу с 10 ноября 2019 г.

Информационное сообщение Банка России от 25.10.2019

Совет директоров Центробанка снова снизил ключевую ставку. С 28 октября она установлена на уровне 6,5% годовых. Это на 0,5 процентного пункта ниже текущего значения.

Понижения ждали многие финансовые аналитики и эксперты. Прогнозы Минэкономразвития по годовой инфляции составляют уже 3,7-3,8%.

Следующее заседание Совета директоров Банка России состоится 13 декабря.
Можно ожидать, что при сохранении существующих экономических условий регулятор установит ключевую ставку на уровне 6%.

КС: обзор практики за II и III кварталы 2019 года.

Конституционный Суд РФ утвердил обзор наиболее важных постановлений и определений, принятых им в первом квартале 2019 г.

Представлены решения, в которых оценивалась конституционность либо выявлялся смысл отдельных норм публичного права, трудового законодательства, частного права, уголовной юстиции.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. № 41
“Об утверждении Регламента проведения судебного примирения”.

Урегулированы вопросы судебного примирения. Оно проводится в форме переговоров и необходимо для достижения сторонами взаимоприемлемого результата и урегулирования конфликта.

Процедура возможна на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта, если иное не предусмотрено законом. Стороны не оплачивают процедуру.

Определены функции судебных примирителей. Таковыми могут быть судьи в отставке, которые не привлечены к осуществлению правосудия и не работают в органах госвласти.
Список примирителей утверждает Пленум ВС РФ. Определен порядок их назначения.

Судебное примирение возможно по ходатайству сторон или по предложению суда при согласии сторон. Суд выносит определение о проведении процедуры.

Срок примирения устанавливает суд. Процедуру можно продлить по ходатайству сторон или завершить досрочно.

По нескольким взаимосвязанным спорам с участием одних и тех же сторон при их согласии суд может назначить одного и того же примирителя.

По итогам готовятся мировое соглашение, соглашение о примирении или соглашение по фактическим обстоятельствам.

Если примирение не достигнуто или истек срок процедуры, то примиритель в возможно короткий срок информирует об этом суд.

Информация подготовлена с использованием ЭПС «Система ГАРАНТ».

С 1 октября 2019 г. вступают в силу законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства

С 1 октября 2019 года вступают в силу масштабные законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства:

– о реформировании судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»);

– о реформировании судопроизводства (Федеральный закон от 28.11.2018 № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

– о групповых исках (Федеральный закон от 18.07.2019 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); и др.

1. Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября 2019 года начнут работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов.

В настоящее время ( до 1 октября 2019 года ) в системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные суды, областные и равные им суды (верховные суды республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального значения и т.д.). Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме. В том числе Верховный Суд РФ – по определенным категориям дел. Вынесенное ими решение по закону можно оспорить в следующей инстанции – апелляционной. Так, для районных судов апелляционной инстанцией являются областные суды. Если же решение областного суда участники процесса сочтут несправедливым, то обращаются с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда. При этом в апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем и с теми же сотрудниками аппарата суда, поэтому не исключены искушения, – отметил Павел Крашенинников.

Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. В таком случае рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции, – сказал Павел Крашенинников.

Эти изменения направлены на укрепление независимости судебной системы, снижение коррупционных рисков и влияния региональных связей при отправлении правосудия, – сообщил Павел Крашенинников. Подобная реформа проводилась ранее в системе арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции. А также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Кассационные полномочия областных и равных им судов передаются в полной мере кассационным судам. В его компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Законом № 1-ФКЗ определено место постоянного пребывания новых судов. Этот вопрос отдельно прорабатывался с учетом региональных особенностей, экономической и судебной активности, транспортной составляющей, развития инфраструктуры регионов, наличия юридических вузов для подготовки кадров.

Кассационные суды общей юрисдикции:

Первый кассационный суд – в городе Саратове;

Второй кассационный суд – город Москва;

Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;

Четвертый кассационный суд – город Краснодар;

Пятый кассационный суд – город Пятигорск;

Шестой кассационный суд – город Самара;

Седьмой кассационный суд – город Челябинск;

Восьмой кассационный суд – город Кемерово;

Девятый кассационный суд – город Владивосток;

кассационный военный суд – в городе Новосибирске.

Апелляционные суды общей юрисдикции:

Первый апелляционный суд – в городе Москве;

Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;

Третий апелляционный суд – город Сочи;

Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;

Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;

апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Вместе с тем, Законом № 1-ФКЗ предусмотрена возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это позволит повысить доступность правосудия для лиц, которые находятся или проживают в отдаленных местностях.

2. Отдельно необходимо сказать о реорганизации в системе военных судов, которые также относятся к судам общей юрисдикции. С 1 октября 2019 года начнут работу апелляционный военный суд и кассационный военный суд, в связи с чем были внесены изменения в структуру, территориальную юрисдикцию и названия военных судов. Система военных судов приведена в соответствие с существующим военно-административным делением Российской Федерации.

Два окружных военных суда — Приволжский окружной военный суд в Самаре и Уральский окружной военный суд в Екатеринбурге – объединены в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации вЕкатеринбурге и постоянным судебным присутствием в Самаре.

3. Структурные изменения судебной системы ведут к необходимости изменения правил судопроизводства, которыми руководствуются суды общей юрисдикции. Соответствующие поправки были введены вторым масштабным законом реформы № 451-ФЗ – судопроизводственным.

В числе наиболее важных судопроизводственных изменений:

1) С 1 октября 2019 года представителями сторон в судах при рассмотрении гражданских и арбитражных дел (начиная с областных судов и выше) могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности – за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и в районных судах.

При этом требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона, а это не только законные представители. Это, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные. Такие категории лиц могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде.

Стоит отметить, что правило о наличии высшего юридического образования уже действует в отношении представителей сторон по административным делам. При этом КАС РФ дополняется новым альтернативным критерием – наличие у представителей ученой степени по юридической специальности;

2) с этой же даты вводится сплошная кассация. Теперь каждая кассационная жалоба будет рассматриваться кассационным судом коллегиально, что позволит обеспечить качественную проверку кассационных жалоб по существу, в отличие от выборочной кассации;

3) расширяется количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В том числе, путем увеличения суммы исковых требований о взыскании денежных средств по таким делам.

В ГПК РФ сохраняется существующий ценовой порог упрощенного производства – в размере 100 тыс. рублей.

В арбитражном процессе устанавливается для индивидуальных предпринимателей – 400 тыс. рублей, для юридических лиц – 800 тысяч рублей.

По публично-правовым категориям дел – сохраняется 100 тыс. рублей.

Кроме того, унифицировано приказное производство в АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 тыс. рублей;

4) исключается термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Одновременно с этим установлено правило передачи дел по подсудности из одного суда в другой. Например, если иск был подан в арбитражный суд, а должен рассматриваться судом общей юрисдикции, то теперь суд не будет прекращать производство по делу, а направит дело в другой суд в соответствии с подсудностью;

5) изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило содержится в КАС РФ при рассмотрении административных дел.

4. Еще одно важное изменение – Законом № 191-ФЗ вводится возможность граждан с 1 октября 2019 года обращаться в суд с групповыми исками в защиту своих прав и законных интересов.

Павел Крашенинников отметил, что во многих странах давно существует и активно используется такая возможность. Это удобно для истцов, поскольку экономит их время и сокращает финансовые издержки, и для судебной системы, поскольку значительно ускоряет рассмотрение схожих дел и способствует формированию единообразной судебной практики. В нашей стране возможность обращения в суд с групповыми искам до сих пор существовала только в арбитражном судопроизводстве (в АПК РФ), но теперь она появится и у граждан при обращении в суд общей юрисдикции.

Граждане смогут подать группой иск, если к нему присоединилось не менее 20 участников, при наличие общих или однородных требований, при схожих обстоятельствах и в отношении общего ответчика. Кроме того, всеми членами группы должен использоваться одинаковый способ защиты своих прав. Т.к. если у участников группы будут разные способы защиты – один будет требовать признания, другой замены товара, третий компенсации, четвертый денежных выплат, то на практике могут возникнуть трудности, – отметил Павел Крашенинников.

Групповой иск должен подаваться в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика. Такой правовой институт может быть применен при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства). Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам в сфере ЖКХ или по спорам, вытекающим из нарушений антимонопольного законодательства, – сообщил Павел Крашенинников. Это могут быть групповые иски жителей многоквартирного дома, чьи права, по их мнению, нарушила управляющая компания, или клиентов сферы услуг: гостиниц, ресторанов, клиник и т.д.

Присутствовать всем участникам в суде не нужно, их представляет определенное лицо, которое ведет дело в интересах группы, – сказал Павел Крашенинников.

Минимальный размер группы для подачи группового иска в суд общей юрисдикции составляет 20 лиц (т.е. до подачи иска к нему должно присоединиться не менее 20 граждан). При подаче группового иска в арбитражный суд минимальный размер группы остается прежним – не менее 5 присоединившихся лиц.

О возможности присоединения к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц делается предложение в публичной форме – путем опубликования сообщения в СМИ, либо на сайте суда в сети “Интернет”, на порталах “Мой арбитр”, ГАС “Правосудие”. Желающие присоединиться к групповому иску смогут это сделать вплоть до перехода суда к судебным прениям, т.е. даже в период рассмотрения дела в суде. Это позволит присоединиться к иску максимально большому количеству участников, – сказал Павел Крашенинников.

Присоединение новых членов группы возможно не только путем подачи ими заявления о присоединении в письменной форме, либо непосредственно в суд. Оно может осуществляться и путем заполнения интерактивной формы, размещенной на официальном сайте суда в сети “Интернет” или на порталах “Мой арбитр”, ГАС “Правосудие”. Это сделает возможность присоединения к групповому иску более удобной и быстрой, – отметил Павел Крашенинников.

Порядок несения участниками группы судебных расходов (равно как и возможных доходов) оформляется ими в соглашении, которое подлежит нотариальному удостоверению.

C иском в защиту прав и законных интересов группы лиц также смогут обратиться органы, организации и не являющиеся членами группы граждане, в установленных федеральными законами случаях. Кроме того, должностные лица органов государственного надзора в сфере защиты прав потребителей наделяются полномочиями обращаться в суд с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей.

Новеллы предоставят гражданам упрощённые возможности для защиты своих прав и законных интересов в суде, позволят во многих случаях ускорить судебную защиту, – сказал Павел Крашенинников. При этом количество схожих исков уменьшится и упростится их рассмотрение судами. Кроме того, эти изменения будут способствовать формированию единообразной судебной практики.

Что вступает в силу с 1 января 2019 г.? Основные изменения в законодательстве

Президент РФ в течение года подписал довольно много значимых для бизнеса законов, но их вступление в силу было отсрочено до следующего года. Мы подготовили подборку таких нормативно-правовых актов, а также изменений в них, которые начнут действовать с 1 января 2019 г. 1

Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»

Ставка НДС увеличится с 18 до 20%. Из-за этого нужно внести изменения во многие договоры. Сам закон вступил в силу 31.10.2018, но эта норма начнет действовать с 01.01.2019

Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

В Налоговый кодекс включили положения о новом расчете налога на имущество, а также о перерасчете налога в случае изменения кадастровой стоимости. С 2019 г. для расчета налогообложения недвижимости будет использоваться только кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Перерасчет налога будет возможен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом запрещено пересчитывать ранее исчисленный налог на имущество и земельный налог, если это повлечет увеличение ранее уплаченных сумм налогов. То есть перерасчет возможен, только если в результате налог для налогоплательщика уменьшится.

Если изменятся качественные или количественные характеристики объекта (например, площадь или назначение), налог на имущество компаний и физлиц рассчитают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. В ряде случаев сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. В частности:

в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения из-за исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости;

в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость объекта налогообложения изменилась на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда, то сведения о кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания

Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В законе определена новая система обращения с твердыми бытовыми отходами. С 1 января 2019 г. органы местного самоуправления получат полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, по определению схем их размещения и ведению реестра таких мест (площадок), по организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В платежках появится графа об оплате за вывоз мусора

Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вместо временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в ГрК РФ теперь будет фигурировать понятие «некапитальные строения, сооружения». В законе уточнили полномочия РФ в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Такую экспертизу в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов РФ, будут проводить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

Также скорректированы требования к составу и содержанию разделов проектной документации. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливает Правительство РФ, если подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществлялась на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование, выданного до установления Правительством РФ требований к составу и содержанию разделов проектной документации. Но эта дата не должна быть ранее, чем 01.01.2016. Внесение изменений в такую проектную документацию в части ее приведения в соответствие с указанными требованиями, в том числе в целях экспертизы проектной документации, не требуется

Федеральный закон от 12.11.2018 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Установлены штрафы для органов власти за нарушение сроков направления документов для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Если орган власти или организация, принявший(ая), утвердивший(ая) и выдавший(ая) документы, материалы, которые подлежат размещению или сведения о которых подлежат размещению в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, нарушит срок направления соответствующих документов, материалов или сведений, то должностное лицо смогут оштрафовать на сумму от 10 000 до 30 000 руб., а юридическое лицо — от 100 000 до 300 000 руб.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 322-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Субъекты малого бизнеса смогут получить страховое возмещение в случае банкротства банка, в котором у них открыты счета или вклады. Сумма возмещения — до 1,4 млн руб. (такая же, как и для физических лиц)

Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“»

С 2019 г. участники закупок обязаны быть зарегистрированными в единой информационной системе, так как с этой даты электронный формат в госзакупках станет обязательным. При этом не допускается регистрация в единой информационной системе в качестве участников закупок офшорных компаний. Также с 01.01.2019 будут вести единый реестр участников закупок

Федеральные законы от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», № 423-ФЗ «О внесении изменений в статьи 56 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации», № 425-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Для тех самозанятых, кто оказывает услуги или продает товары физическим лицам, налоговая ставка составит 4%, а для тех, кто оказывает услуги юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, — 6%. Применять режим можно, пока доход не превысит 2,4 млн руб. в год. Платить налог нужно будет в упрощенном порядке — через мобильное приложение «Мой налог». Самозанятым не нужно будет платить подоходный налог, НДС, страховые взносы, также им не придется сдавать отчетность и заполнять декларацию. Специальный режим пока коснется только четырех субъектов РФ: Москвы, Московской области, Калужской области и Республики Татарстан

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 01.11.2018 № 91 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107»

С 2019 г. можно будет ввозить без уплаты пошлин товары общей стоимостью не более 500 евро и массой не более 25 кг. Это касается только личных покупок, которые физические лица привозят на любом транспорте, за исключением самолета. На самолете по-прежнему можно провозить вещи на 10 000 евро или весом до 50 кг. Лимиты на беспошлинный ввоз для интернет-посылок тоже снизились: 500 евро и 31 кг на одного человека

Федеральный закон от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О защите прав потребителей“»

Начнет действовать закон об усилении защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги через интернет-агрегаторы. Если на сайте имеется возможность посмотреть товар определенных продавцов, купить его и внести предоплату, то владелец такого сайта подпадает под новые требования закона.Теперь за недостоверную информацию о товарах будут отвечать не только продавцы, но и товарные агрегаторы. То есть сервисы в интернете, на которых можно посмотреть товары или услуги, а затем их оплатить на сайте этого сервиса. Если потребитель решит отказаться от договора с продавцом или исполнителем, то он сможет потребовать от товарного агрегатора вернуть предоплату. Причем независимо от того, перечислил владелец агрегатора деньги продавцу или еще нет. Выполнить требование о возврате денег придется в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии двух условий. Во-первых, если товар или услуга, в отношении которых потребитель внес предварительную оплату на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок). Во-вторых, если потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок

Федеральный закон от 05.02.2018 № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии»

Закон обязывает все гостиницы, горнолыжные курорты и пляжи получить свидетельства о присвоении определенной категории («звезд»). До этого «звезды» можно было получить в добровольном порядке. Классификацию гостиниц будут осуществлять специальные аккредитованные организации. По ее результатам аккредитованная организация выдаст свидетельство о присвоении гостинице определенной категории. Такое свидетельство будет действовать три года. За предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении определенной категории, а также использование в рекламе, названии гостиницы или деятельности, связанной с использованием гостиницы, неправильной категории будут привлекать к административной ответственности. За это должностному лицу грозит предупреждение или штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., а для юридических лиц — от 1/40 до 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за предшествующую дате выявления правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено нарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году. В любом случае штраф для организаций должен быть не менее 50 000 руб. Индивидуальных предпринимателей будут штрафовать в таком же размере, как и юридических лиц.

Действие свидетельства о присвоении определенной категории могут приостановить. Во-первых, если аккредитованная организация, которая выдала свидетельство, выявит недостоверную информацию в документах, поданных для подтверждения классификации.

Во-вторых, если окажется, что гостиница не соответствует той категории, которая указана в свидетельстве. Пожаловаться на это в аккредитованную организацию может любой потребитель либо должностное лицо Роспотребнадзора или Ростуризма.

В-третьих, если сама компания или индивидуальный предприниматель сообщит в аккредитованную организацию об изменениях, влияющих на соответствие гостиницы требованиям к категории гостиницы, указанной в свидетельстве.

Во всех этих случаях действие свидетельства о присвоении гостинице категории приостанавливается на срок не более чем 90 дней. В этот период гостиница может продолжать работать и предоставлять гостиничные услуги. Исключение — приостановление действия свидетельства о присвоении гостинице низшей категории

Регистрация юрлиц и ИП

Федеральный закон от 29.07.2018 № 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Отменяется госпошлина за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при представлении ими необходимых документов в электронной форме

Истребование документов у аудиторов

Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Налоговый орган по месту учета аудиторской организации вправе истребовать у нее документы, полученные у клиента. Например, налоговики смогут затребовать документы через аудиторов, если в отношении аудируемого лица поступил запрос компетентного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Аудиторы должны будут предоставить документы в течение 10 дней со дня получения требования

«О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Работники при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день освобождения от работы согласовывается с работодателем

1 В материале приведены нормативные акты, принятые до 17.12.2018.

изменения в законодательстве

Негативные vs позитивные изменения для ИП в 2020 году

С 1 января 2020 года вступают в силу ряд приятных и не очень изменений для всех ИП. Вкратце их перечислим.

Новое в налогах, бухучете и кадрах в 2020 году

Изменения затрагивают самые разные аспекты хозяйственной жизни компаний, ИП, работников: трудовые отношения, расчет налогов и страховых взносов, порядок представления отчетности и выплаты зарплаты, спецоценка и многое другое.

Компании боятся применять льготный НДС по новому закону

Производители и продавцы фруктов и ягод пока не рискуют использовать льготный НДС, пишут «Ведомости» со ссылкой на поставщиков фруктов и ритейлеров.

Закон, снижающий ставку налога на фрукты и ягоды с 20 до 10%, Путин подписал 2 августа, в силу он вступил 1 октября 2019 года.

Но до сих пор не утверждено постановление правительства, которое бы определило перечень фруктов и ягод, на которые распространяется новая ставка. Хотя льготная ставка налога для фруктов и ягод могла бы позволить отечественным производителям увеличить объемы оборотных средств и направить их на закладку новых садов.

Из-за отсутствия перечня часть компаний продолжает работать по старой ставке, а часть поставщиков, производителей и ритейлеров использует ставку 10%, рассказал изданию гендиректор компании «Южные земли» (производитель яблок, входит в агрохолдинг «АФГ Националь») Олег Рьянов. Но есть риск, что налоговая может счесть применение льготы нарушением и наложить штраф, отметил он, поэтому «Южные земли» рассчитывают НДС по ставке 20%.

Агрохолдинг «Степь» ждет от правительства дополнительных разъяснений, чтобы избежать неверного толкования закона. Крупнейший в Восточной Сибири ритейлер «Командор» применяет ставку 20%, сообщил его представитель Владимир Русанов. Компания направила запросы в ФНС с просьбой разъяснить ситуацию, но ответ ожидается только 10 декабря.

Ситуация создает трудности в работе с партнерами – некоторые ритейлеры не могут принять товар с НДС по ставке 20%, поскольку сами уже перешли на 10%. Это может привести к снижению продаж.

Минсельхоз должен подготовить поправки в постановление правительства, которым утвержден перечень товаров с НДС по ставке 10%, дополнив его кодами фруктов и ягод. В правительстве ожидают от Минсельхоза внесения проекта постановления. Минсельхоз работает над проектом – сейчас он на согласовании с заинтересованными ведомствами, рассказал его представитель, готовящиеся изменения будут иметь обратную силу и распространятся на правоотношения, возникшие с 1 октября.

В проекте постановления, размещенном на regulation.gov.ru, Минсельхоз предлагает снизить НДС для клубники, малины, яблок, груш, цитрусовых, авокадо, фиников и других фруктов и ягод, а также для рассады ягод и фруктов. Бананы льготы не получат. О стране происхождения этих фруктов в проекте документа ничего не сказано.

20 изменений в вашей работе в 4 квартале 2019

Дайджест законодательных изменений.

Какие законы вступают в силу в сентябре: семь нововведений

Как обычно, лето пролетело словно один миг. Что нового принесет осень?

Новые законы августа. Какие перемены ждут обычных россиян

Вместе с августом в нашу жизнь приходят изменения и новые законы. Давайте пробежимся по ним коротенько.

Что изменилось для потребителей: обзор новых законов

Проценты по займу, молочка в магазинах, исполнительное производство, персональные данные, ипотека и другие изменения этого месяца.

Что изменится в работе бухгалтеров в 3 квартале 2019 года

Перед вами обзор изменений законодательства, вступающих в силу в III квартале 2019 года. Практически все из них не заставят себя ждать дольше 1 июля.

Новшества лета–2019 для бухгалтеров

Формы бухотчетности, снятие денег с карт, ККТ, маркировка, вычет НДС и многое другое.

Изменения для работодателей, которые долго обсуждали, но которые вряд ли произойдут

Рассказываем о самых громких из fake news.

Амнистию капиталов опять продлили

В России с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года пройдет третий этап амнистии капитала.

В его рамках предприниматели, которые добровольно задекларируют свои зарубежные банковские счета, будут освобождены от уплаты НДФЛ, а также — в случае необходимости — от административной и уголовной ответственности за налоговые нарушения, совершённые до 1 января 2019 года.

Соответствующий пакет законов Госдума приняла в третьем чтении, сообщила «Парламентская газета».

Новшеством третьего этапа амнистии стали условие репатриации денежных средств декларантов и регистрация подконтрольных им иностранных компаний в специальных административных районах (САР) в Калининградской области и Приморском крае.

Первая амнистия проводилась с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, в итоге было подано 7,2 тысячи деклараций. С 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года прошёл второй этап амнистии. По данным Минфина, за этот период было задекларировано более чем 10 млрд евро.

Госдума добавила полномочий Счетной палате

Счетная палата получит право проверять «дочки» госкорпораций и прочие компании с госучастием вне зависимости от доли уставного капитала в собственности государства.

Законопроект, расширяющий полномочия этого ведомства, был принято сегодня в третьем чтении, сообщила пресс-служба Госдумы.

До сих пор «дочки» госкорпораций и госкомпаний можно было проверять только по поручению Президента или Правительства, а также обеих палат парламента.

Счетная палата сможет также осуществлять внешний аудит в отношении юридических лиц, использующих субсидии из федерального бюджета. По действующему законодательству такие субсидии предоставляются компаниям на объекты инфраструктуры и инвестиционные проекты.

Какие новые законы вступили в силу в мае 2019 года

Доплаты ветеранам, тарифы на мусор, мессенджеры, ограничения на федеральных трассах, табло с курсами валют.

Контролировать закупки по 44-ФЗ будут по-новому

Проверки этой сферы станут жестче.

Какие законы недавно подписал Путин и что это для нас значит

Законы о фейковых новостях и неуважении к госсимволам, изменения в ГК РФ и закон, в соответствии с которым потребители смогут жаловаться на обман через интернет.

Что изменится в работе бухгалтера во II квартале 2019 года

В апреле обновляются некоторые формы регистров НДС и бланк 4-НДФЛ, начинают действовать правила охраны труда работников на промышленном транспорте. С началом лета меняется порядок рассмотрения споров по ОСАГО, а из налогового уведомления физлиц исключаются платежные поручения.

ФАС предложила исключить требования к капиталу при работе с бюджетными деньгами

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила изменить требования для допуска банков к выдаче гарантий или размещению бюджетных средств. Как рассказали «Известиям» в службе, соответствующее обращение направлено в Минфин.

В случае принятия нового законопроекта, банки будут оценивать на основании кредитных рейтингов. В настоящее время учитываются величина банковского капитала и участие в финансовой структуре государства.

Эксперты считают, что отказ от требований к капиталу (чаще всего не менее 250 млрд рублей) позволит небольшим банкам получить доступ к дополнительным источникам финансирования.

Какие изменения в НДФЛ вступили в силу с 1 января 2019

С 1 января 2019 года вступили в силу ряд законодательных изменений, которые коснулись порядка налогообложения доходов физических лиц,сообщает ФНС. Так, нерезиденты при продаже имущества, которое было в собственности более трех или пяти лет, могут не платить НДФЛ как и резиденты.

Освобождаются от уплаты НДФЛ при продаже жилья и транспорта и бывшие индивидуальные предприниматели, которые использовали это имущество в своей деятельности. Основное условие – минимальный срок владения также три или пять лет.

Кроме того, с 1 января размер социального налогового вычета по НДФЛ на благотворительность может быть увеличен. По общему правилу можно вернуть не более 25% дохода налогоплательщика, полученного в налоговом периоде. Если пожертвования направляются учреждениям культуры и некоммерческим организациям (фондам) в этой области, то предельный размер налогового вычета по решению региональных властей может быть увеличен до 30%.

Также изменился порядок определения налоговой базы по НДФЛ при получении физическими лицами доходов при реализации (погашении) облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте. Теперь расходы на приобретение таких облигаций должны пересчитываться в рубли по курсу Банка России на дату фактического получения доходов от реализации (погашения). Раньше расходы пересчитывались на рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату фактической покупки облигаций.

Расширен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, установленный статьей 217 НК РФ. Например, не нужно платить НДФЛ за доходы от сдачи макулатуры.

Полевое довольствие свыше 700 рублей в день теперь будут облагать НДФЛ. С 1 января 2019 года при выплате полевого довольствия сотрудникам, работающим в полевых условиях, сумма, превышающая 700 рублей за каждый день нахождения в полевых условиях, подлежит обложению НДФЛ. Ранее такого ограничения не было.

С начала года освобождается от НДФЛ единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения либо в виде жилого помещения (вместо указанной выплаты), полученная налогоплательщиком в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

До конца 2019 года освобождены от уплаты налога доходы, полученные за уборку помещений, уход за детьми и пожилыми, а также за репетиторство. Такие граждане имеют право не регистрироваться в качестве ИП, но обязаны уведомить о своей деятельности налоговый орган.

Источники:
http://komitet2-10.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/20104788
http://zakon.world/novye-zakony-s-1-yanvarya-2020-goda-v-rossii.html
http://xn--h1api9b.xn--b1aew.xn--p1ai/Universitet/Pravovoy_razdel/Obzor_izmenenij_zakonodatelstva_Rossijsk
http://komitet2-10.km.duma.gov.ru/Novosti_Komiteta/item/20104788
http://www.eg-online.ru/article/391184/
http://www.klerk.ru/tags/%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5/
http://grajdanstvo-ru.ru/kak-zamenit-inn-pri-smene-familii.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию