Трудовая миграция в России: виды, причины и особенности

Трудовая миграция в РФ: причины и последствия Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Е.А., Демиденко М.О.

В данной статье рассматриваются основные причины и последствия трудовой миграции в России. Определена динамика трудовой миграции и настоящий ее уровень. В статье обозначен перечень стран, граждане которых наиболее часто приезжают в Россию.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Майорова Е.А., Демиденко М.О.

LABOR MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION CAUSES AND CONSEQUENCES

This article describes the underlying causes and consequences of labor migration in Russia. Dynamics of labor migration and its present level was determined. The article is designated list of the countries whose citizens most often come to Russia.

Текст научной работы на тему «Трудовая миграция в РФ: причины и последствия»

Проблемы экономики и менеджмента

ФГБОУВПО «Московский авиационный

ФГБОУ ВПО «Московский авиационный

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РФ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные причины и последствия трудовой миграции в России. Определена динамика трудовой миграции и настоящий ее уровень. В статье обозначен перечень стран, граждане которых наиболее часто приезжают в Россию.

Ключевые слова: трудовая миграция, внутренняя трудовая миграция, внешняя трудовая миграция, причины трудовой миграции, последствия трудовой миграции, Федеральная миграционная служба.

E.A. Mayorova, Moscow Aviation Institute

M.O. Demidenko, Moscow Aviation Institute

LABOR MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION CAUSES AND CONSEQUENCES

Abstract. This article describes the underlying causes and consequences of labor migration in Russia. Dynamics of labor migration and its present level was determined. The article is designated list of the countries whose citizens most often come to Russia.

Keywords: labor migration, internal labor migration, external labor migration, causes of labor migration, consequences of labor migration, Federal Migration Service.

Под миграцией трудовых ресурсов понимается миграция населения с целью трудоустройства в личных интересах, как в другом регионе страны, так и за рубежом.

На сегодняшний день трудовая миграция очень актуальная тема для исследования, так как именно эта миграция стала в последние годы одним из важных факторов развития мировой экономики.

Основная движущая сила трудовой миграции – это разница в экономических возможностях и уровне жизни в разных странах. Миграция населения всегда была и по сей день остается одним из самых приоритетных направлений, как в политической и экономической, так и в правовой сфере для страны.

Самой главное причиной, по которой возникает трудовая миграция, является -существенная разница в оплате труда. Например, часто случается, что после остановки работы предприятий, на которых изначально был основан город, население теряет работу. В этих случаях начинается массовый отток рабочих ресурсов, в поисках нового места переезжающих в другие города с профильными предприятиями.

Существует два вида миграции трудовых ресурсов: внутренняя и внешняя. Внутренняя миграция – это передвижение из одного района страны в другой, то есть перемещение происходит в пределах государства. Эта миграция контролируется национальным законодательством страны, а также подзаконными актами, в Российской Федерации – трудовым законодательством, правительственными постановлениями и

Проблемы экономики и менеджмента

инструкциями по вопросам переселений, перевода работников на другую работу и др.

Что же касается внешней (международной миграции), то это передвижение населения через государственные границы для того, чтобы начать трудовые отношения в другой стране, то есть в поисках заработка. К трудовым эмигрантам не относятся коммерсанты, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной [1].

В конце прошлого века в Российской Федерации начинает увеличиваться поток трудовой миграции. В настоящее время уровень трудовой миграции значительно увеличился относительно 2000 года.

На сегодняшний момент в России находятся около 9,5 млн иностранных граждан.

Из них примерно «1,3 млн работают законно, 3,7 млн – условно приехали «в гости».

Примерно 3,2 млн мигрантов находятся в Российской Федерации более 3 месяцев и вероятнее всего нелегально работают, не платя налоги.

Таким образом, «в России находятся порядка 4,5 млн иностранных граждан, которые законно и незаконно осуществляют трудовую деятельность».

В 2009 году вследствие глобального экономического кризиса был спад притока иностранной рабочей силы.

«В Москве число выданных разрешений на работу в 2009 году уменьшилось по сравнению с 2008 годом на 40%» [2].

В Российскую Федерацию приезжает иностранная рабочая сила примерно из нескольких десятков стран. Значительную часть приезжих составляют граждане СНГ.

Рассмотрим текущие изменения в трудовой миграции в Российской Федерации.

Федеральная миграционная служба России опубликовала сведения о количестве иностранных граждан, которые находятся в стране (рис. 1).

по состоянию на 7 июня 2015 г.

Проблемы экономики и менеджмента

Рассмотрим статистику ФМС России в мае 2015 г. (рис. 2).

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным статистики на начало июня на территории Российской Федерации находились 4348782 граждан центрально-азиатских республик, а на начало мая -4247690 граждан.

Таким образом, количество приезжих из центрально-азиатских в Россию возросло на 101092 человек.

Большинство мигрантов получают в России довольно устраивающие их деньги. Заработная плата мигрантов в нашей стране в три раза выше, а в Москве около 5 раз, чем она могла бы быть у них на Родине, не говоря уже о том, как тяжело найти в странах выезда хоть какую-нибудь оплачиваемую работу [3].

Трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

К положительным последствиям относят:

– инвестиции эмигрантов в экономику своей страны (многие эмигранты, которые хорошо устроились за рубежом, инвестируют свои полученные средства в деятельность своего государства);

– сокращение социальных расходов после отъезда эмигрантов (после эмиграции граждан в другие страны, исчезает необходимость их социального обеспечения: обучение, медицинские услуги, безопасность и т. д.);

К отрицательным последствиям можно отнести:

– отток высококвалифицированных кадров или «утечка мозгов»;

– потеря при переводах в другие страны (чем больше эмигрантов в стране, где они работают, тем больше отток денежных средств в другую страну);

– желание скрыть получаемые доходы от налогообложения.

Из вышесказанного следует, что более 70% мигрантов считают свой выезд на работу прибыльным и практичным, и поэтому обираются дальше продолжать эту деятельность. Не стоит пропускать мимо и гуманитарную составляющую трудовой миграции, которую чаще всего оставляют без внимания, увлекаясь подсчетами экономиче-

Проблемы экономики и менеджмента

ских потерь и выгод. Большому числу населения соседних с Россией государств эта трудовая миграция позволяет порядочно и достойно жить. Также не будет преувеличением сказать, что она составляет средний класс этих стран, способствуя поддержанию социальной стабильности во всем евразийском регионе.

1. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. – М.: Издательство РГСУ: Академический Проект, 2007. – 472 с.

2. Российский Совет по международным делам [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/ (дата обращения: 5.12.2015).

3. Еременская Л.И. Развитие рынка труда в сфере малого и среднего бизнеса в Ступинском муниципальном районе Московской области / Л.И. Еременская, М.А. Жидкова, О.В. Степнова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2015. – № 2 (4). -С. 15.

Понятие и причины трудовой миграции. Виды трудовой миграции.

рудовая миграция – это вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Трудовая миграция может быть вызвана стремлением изменить как параметры собственного рабочего места, так и внешними по отношению к месту жительства условиями: социокультурными, жилищно-бытовыми, экологическими, природно-климатическими и др. Различают внутреннюю трудовую миграцию — в пределах одного государства и международную — с пересечением государственной границы.

Согласно разработанной Международной организацией труда классификации видов современной международной миграции, она подразделяется на пять основных типов:

1) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники, занятые на подсобных работах, например, в сфере туризма;

2) профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы. К этой же группе относят представителей профессорско-преподавательского состава и студентов;

3) нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

4) переселенцы, т. е. переезжающие на постоянное место жительства. Эта группа мигрантов ориентирована прежде всего на переезд в промышленно развитые страны;

5) беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности.
2 Причины трудовой миграции населения

Причинами миграции рабочей силы являются факторы экономического или неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся:политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Например, иммигрант может стремится к приобретению политической или идеологической свободы, а в ряде случаев стимулом к переезду в другую страну становится чисто психологическая “охота к перемене мест”.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение своего капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

20.влияние миграции на благосостояние стран импортеров и экспортеров трудовых ресурсов.

миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.

Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические процессы нельзя.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка.

21.Основные направления и тенденции международной трудовой миграции.

Направления международной миграции рабочей силы:

1) из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Основными центрами притяжения рабочей силы выступают страны Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария, Швеция и Нидерланды), США, Канада и Австралия;

2) в рамках промышленно развитых стран;

3) между развивающимися странами. Основными центрами притяжения рабочей силы в группе развивающихся стран являются:

– нефтедобывающие страны (Кувейт, Саудовская Аравия, Ирак, Ливия, и др.);

– новые индустриальные страны (НИС) в Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Таиланд, Индонезия, и др.), в Латинской Америке (Бразилия, Аргентина, Венесуэла);

– динамично развивающиеся страны Африки (ЮАР, Судан, Сомали), Азии (Индия, Пакистан, Йемен и др.);

3) в рамках стран с переходной экономикой. (центром притяжения рабочей силы является Россия).

На основании этого, можно сделать вывод о том, что развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся – эмиграции.

22.международно- правовые основы межстрановой трудовой миграции. миграционная политика россии.

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран- экспортеров и импортеров рабочей силы.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам.

В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах [1 ] является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается: –

организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2); –

принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (стЗ); –

принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4); –

организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5); –

разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся- мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно – вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В частности, указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься: –

наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем; –

частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, -возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы.

При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Конвенция МОТ, принятая в 1 962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице [2].

Согласно Конвенции МОТ 1975 г. [2], государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения [2]

. Назначение данной Конвенции – координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Трудовая миграция в России

Регулирование трудовой миграции в России и ее контроль в течение долгого времени является существенной проблемой. Для ее решения каждый год в законодательство государства вносятся и утверждаются поправки. Чтобы познакомиться с особенностями, видами трудовой миграции, ее положительными и отрицательными сторонами, для начала необходимо разобрать само определение.

​​Понятие трудовой миграции

Данный термин означает особый тип миграции. Ее основная цель состоит в переезде человека или группы людей из одного города в другой для того, чтобы найти рабочее место и трудоустроиться. Трудовая миграция иностранного значения подразумевает пересечение границ государства и происходит в масштабах нескольких стран. Трудовые мигранты — люди разных профессий, в основном рабочих. Реже страну покидают служащие и ученые. Коммерсанты и командировочные не являются таковыми.

Международная трудовая миграция подразделяется на иммиграцию и эмиграцию. Под первой классификацией понимается въезд при перемещении населения на территорию конкретного государства. Второй вариант следует рассматривать, как выезд из страны.

Последствия в истории трудовой миграции прослеживаются еще со времен II Мировой войны, когда произошло усиление миграции. Если в 80-х годах число мигрантов, без учета членов семей, составляло около 21 млн, то к началу 2000 года, оно возросло до 70 млн. По оценке МОТ ежегодно пересекают границы до 1 млн человек. Более 18 млн проживают вне родной страны. Среди них и жители России. Однако стоит отметить, что в 90-е годы прошлого века около 8 млн русских вернулось в Россию. Это продолжается и в настоящее время, причем мигрантов разных национальностей, в т. ч. иностранцев.

Трудовая глобальная миграция все более разрастается, чему способствуют тенденции развития:

  • зарубежные страны, нуждаясь в профессиональных кадрах, приглашают на работу квалифицированных специалистов, всячески их стимулируя. Происходит отток работников из России за границу и, как следствие, оголение отечественных рабочих мест;
  • отмечается прилив в Россию низкоквалифицированной рабочей силы из восточных стран-соседей РФ. Мигранты выполняют, в основном, малооплачиваемую работу, но, тем не менее, занимают рабочие места, предназначенные для граждан России.

Характеризуя трудовую миграцию современного общества можно выделить уменьшение ее оттока в страны Западной Европы и стабильность миграции в Северную Америку. Южноевропейские государства все больше привлекают рабочую силу, нежели делятся своей. Изменения в социальном и экономическом плане, произошедшие в последние годы, приводят к новым потокам миграции в странах Тихоокеанского бассейна, Африканского континента и Азии.

Государства, добывающие нефть привлекают рабочую силу, как правило, из малоразвитых стран. Большое количество населения бегут с Юга, передвигаясь севернее, жители бывшего СССР продолжают мигрировать на Запад. Помимо представленных характеристик международной современной трудовой миграции наблюдается, что персонал высокого уровня становится более мобильный на постоянной и временной основе.

Основные виды трудовой миграции

Вся трудовая миграция перемещения мигрантов подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Первое понятие, в свою очередь состоит из постоянной формы и временной.

Внешней называют миграцию, целью которой является пересечение людьми границ России, причем как въезжая в страну, так и покидая ее пределы.

Чтобы оформить внешнюю миграцию в РФ, нужно прибегнуть к определенным действиям, а именно:

  • собрать документы и указать причину выезда из России в другую страну;
  • определить, какое время планируется провести в указанной стране;
  • получить одобрение на работу и вид на жительство;
  • сдать необходимые экзамены и оформить страховки.

Перемещение мигрантов по городам в территориальных рамках государства является внутренней миграцией. Это обусловлено неодинаковым уровнем образования в разных уголках России, а также рядом иных причин неравномерности распределения по регионам:

  • рабочих мест;
  • уровня зарплаты, а вместе с ним и уровня жизни населения;
  • числа именно специалистов с разной планкой квалификации;
  • развитой экономики.

Причины трудовой миграции

Начиная с послевоенных лет по сегодняшний день мигранты России и других стран мира продолжают искать лучшую долю, а именно перспективы в работе и постоянный доход.

Причины внешней и внутренней трудовой миграции разные:

  • экономические, с перспективой карьерного роста;
  • политические, вплоть до военных конфликтов;
  • бытовые и социальные;
  • экологические;
  • идеологические и религиозные и другие.

Стран-доминантов, владеющих огромным количеством всех мировых ресурсов, немного. Именно туда, в промышленно развитые территории, стремятся люди из стран с низким прожиточным уровнем в поисках работы и заработка. Это одно из направлений внешней трудовой миграции по причинам экономического характера. По трем другим направлениям миграция происходит:

  • между развитыми и успешными государствами;
  • среди слабых развивающихся стран;
  • из перспективной страны в развивающуюся (проверить себя, помощь в обучении и т. д.).

Особенности трудовой миграции в России

Число мигрантов влияют на экономику в России. Это касается, в основном, внутренней миграции. Самыми популярными среди внутренних мигрантов Дальнего Востока и Сибири, приезжающих осуществлять свою трудовую деятельность, являются такие города России, как Санкт-Петербург, Красноярск, Екатеринбург и Барнаул. В свою очередь, в восточных регионах происходит уменьшение населения и, непосредственно, рабочей силы.

В Россию за последнее время мигрировали миллионы жителей стран ближнего зарубежья — Украины и Узбекистана (по 2 млн), а также Таджикистана (около 1 млн).

Закон, принятый в России о трудовой миграции, достаточно лоялен в требованиях к мигрантам постсоветского пространства. А языковой барьер, в отличие от иностранцев, не является острой проблемой.

Контролирует процедуру передвижения мигрантов миграционная служба России, которая вправе вести их учет, привлекать из-за границы, квотировать, распределять по рабочим местам, выдворять по разным причинам из страны и пр.

Регулирование трудовой миграции в РФ

Предоставление трудового устройства происходит на основании числа квот, регулируемого каждый год Приказом Минтруда России. Информация по 2020 году была указана в документе № 832н, датированном 24.12.2018.

Основные трудовые высокооплачиваемые вакансии на постоянной основе являются привилегией для жителей России. Перечень доступных профессий для иностранных граждан утвержден Приказом Минтруда РФ № 29 от 18.01.2019. Также в защиту прав принятых на работу иностранцев встает Международная конвенция.

Виды трудовой миграции

Независимо от территориальной принадлежности трудовая миграция бывает нескольких видов:

  • постоянная (въезд/выезд мигрантов на постоянное местожительство);
  • временная (пребывание мигрантов в стране ограничено до 6 лет);
  • приграничная (ежедневное пересечение границы по причине трудоустройства за рубежом);
  • «утечка мозгов» (выезд на постоянной основе значимых для России людей — ученых, специалистов редких профессий и т. д.);
  • сезонная (на время до 12 месяцев для трудовой деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг, рыболовстве).

Типы мигрантов

Эксперты МОТ классифицируют всех международных мигрантов на 5 основных типов.

Нелегалы

К данной категории относятся лица, не санкционировано попавшие в Россию, либо как туристы, но не покинули ее пределы, а остались по причине поиска трудоустройства. К ним относятся и те, кто имеет визу с прекращением срока действия.

Примерами нелегальных трудовых миграций большого потока являются США и страны Европы.

Поселенцы

Лица, претендующие на ПМЖ и получение гражданства, в основном в развитых странах, например, Канаде и Америке, называются поселенцы. Многие из них приезжают, чтобы воссоединить семьи, члены которых ранее прибыли на данную территорию.

В России используются специальные программы для поселенцев, в т. ч. вынужденных по причине политического преследования, расового и др.

Сотрудники по договоренности

Таковыми являются работники низкой квалификации, устроенные по контракту с определенными временными рамками. В основном, это жители арабских стран и азиаты. Цель их приезда — доход на сезонных работах в сфере обслуживания, в т. ч. туризма, общепита и сельского хозяйства.

Высокопрофессиональные специалисты

Профессионалы своего дела, с высоким интеллектом и уровнем образования, умениями и практическим опытом, способные пройти переквалификацию при трудоустройстве за рубежом. Как правило, это сотрудники больших корпораций и холдингов, профессора, преподающие на кафедрах.

Встречаются и студенты, циркулирующие в системе образования мирового значения.

Беженцы

Мигранты, которые вынужденно покинули Родину из-за грозящей опасности, голода и ищут убежище, могут получить статус беженца, а вместе с ним разрешение на ПМЖ и трудоустройство. Бывают страны с массовой трудовой миграцией, например, на африканском континенте.

Поправки для мигрантов

Из-за миграции в большом количестве, особенно внешней, возникает масса проблем. К примеру, с нахлынувшим в европейские государства потоком из Сирии ввиду террористической нестабильности, в т. ч. нелегальным. Причем Россия из-за притока мигрантов, плохо поддающегося контролю, также сталкивается с определенными сложностями.

Из этого возникла острая необходимость внесения поправок в действующее законодательство РФ, а именно:

  • иметь загранпаспорт мигрирующим лицам, а также патент (с 2016 г. нет разницы между ФЛ и ЮЛ для участников режима без визы, хватит общего документа) с новой мед- и соцстраховкой (полис неактуален с 01.01.18);
  • обосновать цель и необходимость в миграции;
  • установить срок для регистрации (15 дней), без которой пребывание в РФ невозможно;
  • сдать тестовые экзамены по русскому языку, праву и истории (госпошлина увеличена до 3 тыс.р.);
  • упрощается процедура подготовки для студенческой аудитории.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Значение трудовой внешней и внутренней миграции в России для экономической ситуации содержится в том, что:

  • повышается потребность в трудоустройстве и конкуренция за рабочее место;
  • снижается зарплата, т. к. есть желающие, готовые пойти на любые условия работодателя;
  • появляется возможность выбрать работников разной степени квалификации (высококвалифицированные специалисты ищут более выгодные условия, в т. ч. за пределами России).

Факт миграции в государственных масштабах может иметь определенные преимущества:

  • работодатели способны приглашать на работу кадры из-за рубежа;
  • сотрудники организаций смогут стать участниками культурного обмена;
  • эмигранты, работающие за границей, часть доходов высылают семьям, живущим в РФ, а это валютный приток в страну;
  • развитие экономики РФ в целом.

Негативными последствиями являются:

  • снижение оплаты труда, ее общего объема;
  • сокращение рабочих мест для собственных граждан РФ, рост безработицы;
  • возникновение доп. нагрузки на инфраструктуру (поликлиники, образовательные учреждения и т.д.);
  • накал криминальной обстановки из-за противоправных выходок нелегалов, особенно в густонаселенных ими территориях;
  • неуплата нелегалами налогов, что ложится финансовым бременем на плечи россиян;
  • выезд из РФ лучших специалистов разных отраслей с целью улучшения материального благосостояния.

Правительство РФ закрывает некоторые сферы деятельности для иностранцев, оставляя квоты за россиянами, но многие наниматели для выполнения работ, не требующих особых знаний и навыков, привлекают более дешевую рабочую силу.

Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?

Прежде всего, утвержденная Президентом РФ Концепция гос. миграционной политики, нацелена на возвращение российских мигрантов, особенно востребованных специалистов. Для этого будут создаваться все благоприятные условия. Организации, способствующие привлечению данной категории мигрантов, будут поддерживаться государством.

В планах по распоряжению российского Правительства, датированного 15.11.2018, выдать более 83 тысяч РВП с распределением по регионам РФ.

В перечне квот на 2020-2020 год сокращена доля рабочих-иностранцев в некоторых отраслях, например, транспортной сфере. Постановление утверждено в российских правовых рамках по отношению к иностранным гражданам. Ежегодно пересматривается процент зарубежных работников в экономических отраслях с учетом рыночных особенностей субъектов РФ, а также востребованность, в первую очередь, рабочих мест для граждан России.

Так, по факту трудовой внешней и внутренней миграции в РФ с рядом плюсов и минусов, есть определенные проблемы, в частности ее нескончаемый поток, что влияет на экономику страны. Российское законодательство принимает меры по снижению официальных квот для иностранцев, оставляя привилегии за своими гражданами.

Что такое внутренняя и внешняя трудовая миграция в России?

Трудовая миграция представляет собой процесс перемещения людей или одного человека в различные города и страны с целью поиска работы и дальнейшего трудоустройства. Во всем мире миграция разделяется на эмиграцию и иммиграцию. Эмиграцией называется процесс выезда населения из страны с целью заработка в другое государство. Иммиграция – это въезд в другую страну для работы на ее территории.

Причины трудовой миграции, которые заставляют людей перемещаться в другую страну, включают безопасность проживания, возможность получить хорошее образование, работать по своей профессии и получать за это достойную заработную плату, иметь свое собственное жилье, социальные гарантии государства (это составляющие понятия «хороший уровень жизни»). Именно из-за его несоответствия ожиданиям россиян, они и мигрируют в более развитые экономически страны, где жизненный уровень выше.

Значение миграции трудоспособного населения для экономики

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Московская область: +7 (499) 938-42-57
    • Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98
    • Федеральный номер: +7 (800) 350-83-26

Тема переселения людей в другие города и страны в поисках работы постоянно поднимается в средствах массовой информации. Она не теряет актуальности, потому что этот процесс сильно влияет на развитие экономики и на темпы ее роста. Россия является привлекательным ориентиром для трудовых мигрантов, причем не только из стран бывшего СССР, но и из других государств. В РФ существует не такой сложный процесс миграции, как, например, в США, куда можно прибыть трудиться легально только после прохождения многочисленных проверок и комиссий, в ходе которых устанавливается квалификация специалиста и определяется, нужен ли такой работник. В Россию можно мигрировать людям без образования и не всегда даже владеющим русским языком. Страна получает дешевую рабочую силу, а мигранты повышают уровень своей жизни.

Как и во многих других странах, проблема трудовой миграции в России стоит очень остро. Это связано с большим количеством «утекающих» за границу профессиональных кадров, на замену которым приезжают неквалифицированные кадры из близлежащих государств.

Значение миграции для экономики заключается в следующем:

  1. Борьба за рабочие места. При наличии большого количества претендентов на одно рабочее место, возникает конкуренция, и работодатель может выбрать более квалифицированного работника.
  2. Уменьшение заработной платы. При увеличении количества работников, работодатель может понижать оплату труда, так как всегда найдется работник из содружественного государства, который согласится выполнять ту же самую работу за меньшие деньги.
  3. Распределение высококвалифицированных и низкоквалифицированных работников. Устанавливаемый государством размер заработной платы прямым образом влияет на спрос вакансий с соответствующим уровнем квалификации. Если зарплата достойная, то недостатка в специалистах не будет. В ином случае специалисты будут искать более выгодные предложения в других регионах или за границей.

Плюсы и минусы трудовой миграции

Миграция является важной частью экономики стран. Она имеет плюсы и минусы. Они рассмотрены в следующей таблице.

Достоинства Недостатки
Привлечение кадров из-за рубежа. Потеря определенного количества вакантных мест собственными гражданами России.
Взаимодействие культур разных стран. Снижение уровня оплата труда.
Развитие экономики страны в целом. Криминализация обстановки из-за противоправных действий нелегальных мигрантов.

Важно! Законодательство обычно защищает интересы своих граждан в сфере трудовой деятельности, поэтому для иностранных рабочих некоторые области закрыты (например, сфера национальной безопасности). Но там, где требуется дешевая неквалифицированная сила, работодатели предпочитают нанимать иностранцев.

Трудовая миграция на международном уровне

В настоящее время на 2018 год ситуация в мире складывается так, что зарубежные страны остро нуждаются в квалифицированных кадрах. Они предоставляют льготы талантливой молодежи для получения качественного образования, хороший старт для работы и заработную плату, которая привлекает российскую молодежь. В результате происходит отток из РФ молодых ученых, талантливых старшеклассников и студентов, людей среднего возраста – профессионалов в своих областях.

Это обуславливает недостаток квалифицированных кадров с высшим профессиональным образованием в РФ. В Россию миграционный поток идет из бывших союзных стран. Большинство из них представляют рабочую силу с низкой квалификацией. Мигранты занимают низкооплачиваемые рабочие места. Из-за такой ситуации гражданам России, имеющим рабочие профессии, приходится либо оставаться безработными, либо соглашаться на небольшую заработную плату, так как работодатель скорей возьмет на работу человека, которому платить нужно меньше, пусть даже это мигрант. Следующая картинка дает общее представление о международной миграции.

Международная трудовая миграция имеет цель, которая состоит в пересечении границы своего и другого государства для вступления в трудовые отношения с зарубежными работодателями. Это естественный процесс, так как люди постоянно ищут способы улучшения качества своей жизни.

Ситуация в РФ

Некоторые регионы России настолько привлекают приезжих граждан, что это беспокоит демографов. Для России странами донорами в поставке трудовой силы являются Таджикистан, Узбекистан, Молдавия, Украина.

Традиционно привлекательными для мигрантов из самой РФ являются крупные города, в первую очередь обе столицы РФ. Сюда стекаются квалифицированные и неквалифицированные рабочие кадры в поиске лучшей жизни. Донорами становятся другие регионы России, в которых сложилась сложная экономическая, политическая, а в некоторых случаях и природно-климатическая ситуация.

Обратите внимание! Правовое регулирование внутренних миграционных процессов осуществляет Министерство труда и социального развития РФ.

Задачами министерства являются:

  • привлечение и распределение мигрантов по рабочим местам;
  • распределение квот;
  • оценка труда мигрантов.

Каждый год принимаются поправки в законодательство, чтобы ситуация с мигрантами не привела к ухудшению криминальной статистики и экономической ситуации.

Важно! Прием иностранных мигрантов на работу должен осуществляться с учетом квот, количества. Нормативным документом для защиты прав трудовых мигрантов на сегодняшний день является Приказ РФ № 2 от 09.01.2018г. «Об утверждении перечня профессий для привлечения иностранных сотрудников, прибывающих в Россию». В нем имеется информация об отраслях, в которых могут работать мигранты. Квотируемые рабочие места распределяются таким образом, чтобы не ущемлялись права граждан России.

Миграционная служба должна выполнять следующие функции:

  • разрешать или запрещать въезд мигрантов на территорию РФ;
  • аннулировать визы;
  • при нарушении миграционного законодательства осуществлять привлечение мигрантов к ответственности перед законом, а в более сложных случаях выдворять или депортировать их на родину.

Виды трудовой миграции

Миграция трудоспособного населения бывает внешней и внутренней. Внешняя миграция предполагает перемещение трудоспособного населения из страны в страну. То есть оно въезжает и выезжает через границу своего и других государств. Наглядно виды трудовой миграции показывает следующая картинка.

Внешняя трудовая миграция в России и в других странах имеет свои формы и разделяется в зависимости от периодичности нахождения трудоспособных граждан за пределами России на:

  1. Временную. Предполагает осуществление трудовой деятельности за границами РФ в течение не более 6 лет.
  2. Постоянную. Предполагает переезд в иностранное государство для трудоустройства.

Трудоустройство за рубежом сопряжено с определенным порядком действий, который включает:

  • предоставление пакета необходимых документов с обязательной формулировкой оснований для переезда;
  • получение трудового патента, ВНЖ, медицинской страховки.

Внутренняя трудовая миграция в РФ и других странах предусматривает перемещение лиц трудоспособного возраста по субъектам России с целью трудоустройства. Связано это с различной ситуацией в городах, а именно с уровнем безработицы, дефицитом или профицитом рабочих мест, требующей низкой или, наоборот, высокой квалификацией, со средней заработной платой.

В связи с желанием улучшить качество своей жизни люди могут ежедневно выезжать в другой город или даже страну (если место проживания находится рядом с границей), или только в определенное время года. Поэтому существуют типы трудовой миграции (сезонная, маятниковая).

Типы мигрантов

В международной организации по миграционным процессам эксперты определили основные типы мигрантов.

Нелегалы

Эта категория людей, ищущих работу, но въезжающих в страну, где они намереваются трудоустраиваться, без соответствующего разрешения, без оформления документов, то есть нелегально. В эту же категорию относят лиц с просроченной визой, трудовым патентом и без лицензии на работу. Больше всего нелегалов зафиксировано в США, количество которых в 2018 году превысило 3 миллиона человек.

Поселенцы

Это категория людей, уезжающих за рубеж не только для трудоустройства, но и для постоянного проживания с дальнейшим оформлением всех документов, в том числе и гражданства другого государства. Граждане России чаще всего эмигрирую в развитые страны с хорошим уровнем жизни, высокооплачиваемой работой. Традиционно это Канада, США, Германия, Финляндия, Швеция.

Сотрудники по договоренности

Входящие в эту группу лица выезжают в другую страну на определенное время, которое прописано в контракте. После выполнения своих трудовых обязательств они возвращаются в свою страну. К этой категории лиц относятся и сезонные работники, которые трудятся в туристической, строительной, общепитовской сфере.

Высокопрофессиональные специалисты

Это сотрудники крупных корпораций, специалисты с богатым практическим опытом в определенной сфере, имеющих высшее образование. Обычно они мигрируют с целью передать свой опыт более молодым коллегам, повысить свой уровень квалификации на новом месте. К данной группе лиц относят профессоров, педагогов, медиков.

Беженцы

Это лица, вынужденные искать себе новое место жительства из-за опасной для жизни и здоровья ситуации на родине. Мигранты представляют заявление в посольство другой страны с просьбой о предоставлении убежища. Если его принимают, то человек официально получает разрешение трудиться.

Какие изменения ожидают трудовую миграцию в будущем?

Президент РФ утвердил Концепцию миграционной политики на 2020-2025 годы. Она направлена на создание благоприятных условий лицам, которые покинули Россию и хотят вернуться. В концепции отмечается, что основным источником пополнения трудовых ресурсов России должно оставаться население своей страны.

Особое внимание уделено коррекции условий для добровольной миграции востребованных специалистов. Их будут привлекать усиленно. Государство планирует поддерживать те российские организации, которые будут привлекать таких людей.

15 ноября 2018 года глава Правительства РФ подписал распоряжение, в котором определяется квота выдачи иммигрантам разрешений на временное проживание в РФ в 2020 году. Согласно ему в 2020 году запланирована выдача 83 480 разрешений с распределением их по субъектам РФ.

Также в 2020 году вступит в силу постановление о доле иностранных рабочих в определенных сферах деятельности. С полным перечнем можно ознакомиться тут. В некоторых экономических сферах количество иностранных рабочих будет сокращено (это касается в частности транспортной сферы), в других процентное соотношение рабочих мест для иммигрантов и россиян останется на прежнем уровне.

Постановление не противоречит законодательству. По ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» каждый год правительство устанавливает долю иностранных работников в различных сферах экономики, учитывая особенности рынка в каждом субъекте РФ и необходимость предоставления рабочих мест для россиян в первую очередь.

Заключение

Особенности трудовой миграции в Российской Федерации, как и во всем мире, заключаются в том, что она является неотъемлемой частью современной экономики. Без нее невозможен прогресс, обмен опытом, повышение квалификации. Каждая страна сама определяет, какое количество людей трудоспособного возраста и определенных профессий привлекать на свою территорию для того, чтобы государство становилось сильней.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Трудовая миграция

Человечество уже свыклось с постоянным международным обменом денег, информации, методов производства и прочими «двигателями» международных государственных отношений. Но одним из важнейших и наиболее значимых видов обмена является обмен трудовыми ресурсами, имя которому — международная трудовая миграция. Международная трудовая миграция по праву признана одним из наиболее знаковых явлений в мире, последствия которого нередко становятся причинами огромного количества острых политических и социальных проблем по всему миру.

Трудовая миграция – один из разновидностей миграции, являющийся совокупностью передвижений населения с намерением найти и получить рабочее место. Это очень объемное понятие, которое может несколько различаться по всему миру. Существуют разные виды трудовой миграции, как временные, так и постоянные.

Основные разновидности трудовой миграции

Когда речь идет о трудовой миграции постоянного характера, речь идет о переселенцах, направляющихся в принимающее государство с целью закрепиться там на постоянной основе. Причем не имеет значения, собираются трудовые мигранты получать гражданство, или же будут довольствоваться только видом на жительство и разрешением на работу. Некоторые страны широко известны своими жесткими законами получения гражданства, так что приобретение паспорта не всегда является обязательным пунктом в трудовой миграции на постоянной основе.

  1. Временно-постоянный вид миграции.

Международная трудовая миграция может носить и такой характер. Все дело заключается в особенностях законодательства. Когда срок трудовой миграции ограничивается от одного года до шести лет, подобная международная трудовая миграция называется временно-постоянной.

Данный вид трудовой миграции является одним из наиболее распространенных в мире. Существует множество видов занятости, которые носят сезонный характер:

  • Сельское хозяйство;
  • Рыбная ловля;
  • Некоторые виды строительства;
  • Сферы услуг.

В таких случаях целесообразно привлекать сезонных рабочих. Сезонная форма трудовой миграции достаточно распространена и в России – рабочих приглашают по заранее составленным трудовым договорам, или же нанимают людей из уже прибывших мигрантов.

Некоторым мигрантам приходится ежедневно пересекать государственную границу для того, чтобы прибыть на рабочее место. Подобная форма трудовой миграции стала причиной регулирования большого количества законов, упрощающих перемещения из страны в страну.

  1. Так называемое явление «утечки мозгов».

Последствия трудовой миграции такого рода становятся причиной постепенного упадка государств-доноров, из которых мигранты переезжают в более развитые страны. Не так много стран являются подобными донорами – наиболее известными считаются Индия, Египет, Пакистан и Россия. Россия и другие страны СНГ заслуживают особого внимания, так как пик «утечки мозгов» пришелся именно на распад СССР. Высококлассные специалисты, получившие высшее образование и обладающие хорошим опытом работы, не могли найти достойную работу в перестроечной России. Именно этот факт стал основной причиной трудовой миграции известных ученых и специалистов востребованных профессий.

Международная миграция трудовых ресурсов обусловлена явным преимуществом некоторых стран перед большинством неразвитых государств. Если первые волны трудовой миграции были вызваны насильственным путем (например, перевозка рабов из Африки в США), то с отменой рабства развивающимся капиталистическим странам пришлось другим путем компенсировать нехватку рабочей силы.

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

Регулирование вопроса не заняло много времени – понадобилось только упростить правила пересечения границы. Разумеется, в этом случае наблюдается именно внешняя трудовая миграция. Внешняя трудовая миграция подразумевает пересечение границы, в то время как внутренняя может ограничиваться только лишь перемещением внутри государства.

Причины трудовой миграции по всему миру

Существуют различные причины, по которым населению приходится прибегать к трудовой миграции. Это могут быть особенности социума и быта, экологический фактор, сложная политическая обстановка и т.д. В большинстве случаев мигрант просто не может прокормить себя и свою семью, что вынуждает его колесить по всему миру в поисках достойного заработка. В некоторых случаях опытные специалисты стремятся достичь максимального карьерного роста, и поэтому отправляются за рубеж.

Войны и вооруженные конфликты также являются весомой причиной трудовой миграции. Особенно это было распространено после Второй Мировой Войны. Ужасные события тех лет унесли огромное количество жизней, большую часть которых составляли совершеннолетние дееспособные мужчины.

Соответственно, наблюдалась острая нехватка рабочей силы. Поэтому демобилизованных солдат из приграничных государств приглашали на работу в крупные предприятия, упростив при этом правила пересечения границы. Такое активное государственное вмешательство в вопросы трудовой миграции было особенно заметно в послевоенной Франции – были сняты практически все ограничения на въезд мигрантов. В этом случае был принят соответствующий закон о внешней трудовой миграции, который помог эффективно решить вопрос.

На первом месте стоят экономические причины трудовой миграции. Как известно, всего несколько доминирующих стран владеют большей частью мировых ресурсов, в то время как более отсталые регионы обречены на нищету. Именно такое положение дел вынуждает мигрантов отправляться за рубеж в поисках заработка. Далеко не каждое правительство принимает меры регулирования трудовой миграции на государственном уровне, поэтому решение данной проблемы появится еще не скоро.

Какие бывают типы мигрантов?

Важный момент – не стоит путать обыкновенных «челноков» и прочих бизнесменов, вынужденных часто пересекать границу, с трудовой миграцией. Но при этом представители многих крупных фирм часто переезжают из страны в страну, с целью обучить новый персонал, провести обучающий семинар или контроль выполнения работ. Такое явление часто встречается в крупных корпорациях, филиалы которых разбросаны по разным точкам мира, и причисляется к трудовым мигрантам.

Это мигранты, которые стремятся переехать в другую страну на постоянное место жительства, с последующим получение гражданства. Переезжают либо в одиночку, либо вместе с семьями. Наиболее популярными странами для таких мигрантов являются США, Канада и некоторые страны западной Европы. В России существуют масштабные государственные программы для таких мигрантов, но они в большей степени ориентированы на возвращение соотечественников.

  • Рабочие по контракту (обычно со средней квалификацией или вовсе неквалифицированные).

Когда мигрант прибывает в страну при условии, что покинет ее по истечении определенного срока, его называют рабочим по контракту. После выполнения контрактных обязательств рабочий обязан вернуться на родину. К таким мигрантам относятся сезонные рабочие, моряки и представители сферы обслуживания. Например, в некоторых регионах России многие люди приезжают в Турцию на время туристического сезона.

  • Специалисты высокого класса.

Подобные специалисты мигрируют в поисках лучших условий для трудоустройства и карьерного роста. Подобная «утечка мозгов» иногда становится серьезной проблемой государственного уровня.

Одна из наиболее серьезных проблем, от которых страдает вся международная трудовая миграция в целом. Нелегальные мигранты пересекают границу незаконным способом, и затем неофициально трудоустраиваются. Иногда нелегальные мигранты прибывают законно – по вызову или в качестве туриста, а затем остаются в стране. В России времен СССР таких людей называли «невозвращенцы».

Это не совсем «чистый» образец трудовой миграции. Население, пострадавшее от государственных переворотов, войн или политических преследований, отправляется за границу для смены места жительства и последующего трудоустройства.

Современная международная миграция трудовых ресурсов в России

В последние годы в России снизилось количество поселенцев, в основном преобладают мигранты, приглашенные на контрактной основе. Таким образом, правительству удается регулировать соотношение количество доступных рабочих мест и желающих трудоустроиться. Полноценная международная миграция трудовых ресурсов в России появилась только после распада СССР. До этого страна пережила несколько волн миграции, но все они были вызваны военными конфликтами и политическими преследованиями.

Только после 1991 года люди смогли беспрепятственно покидать Россию. С этого момента и началась международная миграция трудовых ресурсов для россиян. Множество квалифицированных специалистов и просто рядовых рабочих смогли отправиться за рубеж на заработки. Правда, далеко не каждый из уехавших стремился покинуть Россию навсегда. Многие возвращались спустя несколько лет, или просто регулярно высылали деньги на родину.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

В связи с такими событиями правительству пришлось принимать определенные меры регулирования, так как нелегалы не приносят никакого дохода стране, а только снижают стандарты при приеме на работу и ежегодно вывозят по нескольку миллиардов рублей из России. Кроме того, нелегальные мигранты отнюдь не стремились в приоритетные для России районы – они всегда приезжали именно в развитые города с многомиллионным населением, где и так существует серьезная проблема с трудоустройством.

Правительство России в большей степени заинтересовано в привлечении соотечественников, нежели иностранных рабочих. Соотечественники обладают достаточным знанием русского языка и местных традиций, и поэтому более выгодны для государства. Для привлечения соотечественников введена специальная программа репатриации. Благодаря этой программе можно проводить эффективное регулирование миграции, поощряя переезд соотечественников в более приоритетные для России регионы. Это могут быть регионы с низким уровнем рабочей силы, города с масштабными проектами, требующими привлечения специалистов, и другие подобные территории России.

Трудовая миграция в России

Проблемы с контролем и регулированием трудовой миграции в РФ существуют относительно давно. Законодателем ежегодно принимаются поправки в законы, направленные на то, чтобы ситуация с мигрантами была подконтрольной правительству. Что же такое трудовая миграция, каковы ее особенности, виды, а также преимущества и недостатки? Эти, и не только, вопросы рассмотрены в статье.

Понятие трудовой миграции

Трудовая миграция представляет собой особый вид миграции, основной целью которой является перемещение между городами или странами одного гражданина или группы населения для поиска рабочего места и оформления трудоустройства.

Миграция в международном сообществе делится на эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией подразумевается перемещение трудоспособного населения из одной страны проживания в другую страну. Под иммиграцией понимается въезд населения на территорию другой страны.

В 2018 году глобальная трудовая миграция имеет такие тенденции развития:

  • Имеется потребность зарубежных стран в квалифицированных кадрах. Это стимулирует отток профессионалов из РФ, что, в свою очередь, обуславливает дефицит подобных специалистов в России;
  • Наблюдается приток рабочей силы из близлежащих восточных стран в РФ. при этом, большинство мигрантов имеют низкую квалификацию. Соответственно, они занимают низкооплачиваемые рабочие должности. Это провоцирует снижение количества рабочих мест для граждан РФ.

Основные виды трудовой миграции

Существует всего два основных вида трудовой миграции: внутренняя и внешняя.

Под внешней понимается миграция, при которой субъект пересекает границы государства (как при въезде, так и выезде). Внутри данной категории также имеется деление на постоянную и временную миграцию, которое зависит от периодичности пребывания субъекта за пределами РФ.

Под постоянной миграцией понимается переезд в другую страну. При этом, не имеет значения, планирует ли субъект оформлять документы или будет пользоваться видом на жительство и разрешением на трудовую деятельность.

Под временной миграцией понимается такой период осуществления трудовой деятельности за границами РФ, который не будет превышать шести лет.

Для оформления внешней миграции предусмотрен такой порядок действий:

  • оформление пакета документов и формулировка причин для переезда в другую страну;
  • определение сроков регистрации в другой стране;
  • получение патента (вида на жительство, разрешения на работу);
  • сдача экзаменов, оформление различных видов страхования.

Внутренняя миграция предполагает перемещение трудоспособного населения РФ из одного города государства в другой. Это связано с:

  • неоднородным распределением рабочей силы по городам и областям;
  • неравномерным уровнем образования в регионах;
  • дефицитом лиц как с высокой, так и с низкой квалификацией;
  • неравным экономическим развитием областей;
  • разницей между уровнем жизни и уровнем заработной платы в регионах;
  • различием уровней безработицы.

Так, внутренняя миграция обуславливается экономической привлекательностью одних городов, и отсутствием развития и перспектив для конкретных работников в других регионах РФ.

Типы трудовых мигрантов

Экспертами Международной организации по миграции определены такие основные виды мигрантов:

  1. Поселенцы. Подразумеваются те категории субъектов, которые въезжают в страну с целью обретения постоянного места жительства. Ранее граждане РФ чаще всего выбирали США, Канаду и Австралию для переселения на постоянное место жительства. В современных условиях субъекты все так же отдают предпочтение указанным странам, однако, наблюдается тенденция миграции к родственникам, проживающим в других странах.
  2. Сотрудники по договоренности. Предполагаются лица, которые переезжают в другое государство на определенный срок, с целью исполнения за это время своих трудовых обязанностей, зафиксированных в контракте. Наибольшее количество подобных мигрантов прибывает на территорию РФ из стран Ближнего Востока (арабские и азиатские государства). Однако, большая часть данной рабочей силы имеет низкую квалификацию. К рассматриваемой категории, в частности, относятся сезонные работники, трудящиеся в туристической сфере, а также в сфере общественного питания и строительства.
  3. Высокопрофессиональные специалисты. Подразумеваются лица, имеющие высокий уровень образования, а также богатый практический опыт, которые готовы приступить к новым обязанностям (нередко, подразумевающим смену квалификации на более высокую) в другой стране. К рассматриваемой группе мигрантов, в частности, относятся сотрудники крупных корпораций, профессора, преподаватели, а также студенты.
  4. Нелегалы. Данная категория мигрантов подразумевает субъектов, которые въехали в страну безосновательно, то есть нелегально. Также подразумеваются лица, просрочившие визы или трудящиеся неофициально.
  1. Беженцы. Предполагаются те лица, которые ищут безопасное место в другой стране, так как в родном государстве они находятся в опасности. Это мигранты, предоставившие заявление в посольство другой страны с прошением об обеспечении убежища, например, в связи с преследованиями на политической почве. Если подобное заявление будет принято, субъект получит право постоянно проживать в новой стране, а также официально трудиться. Зачастую беженцы переселяются по причине войны, голода, тоталитарного режима власти.

Особенности трудовой миграции в России

Экономическая ситуация в России зависит от количества мигрантов, приезжающих в страну с целью осуществлять трудовую деятельность. В частности, это относится к внутренней миграции.

Наиболее привлекательными городами для внутренних мигрантов, на данный момент, являются Санкт-Петербург, Екатеринбург, Барнаул, Красноярск. В указанные города переселяется на постоянное место жительства с сопутствующим трудоустройством население восточной части страны (Сибирь и Дальний Восток). Это существенно сокращает численность населения восточных регионов государства, а также обостряет проблему отсутствия рабочей силы.

В большом количестве в РФ мигрируют жители близлежащих стран, в частности:

  • граждане Узбекистана (более 2 млн. человек за 2017 г.);
  • жители Украины (более 2 млн. человек);
  • мигранты из Таджикистана (приблизительно 1 млн. человек).

Такие объемы мигрантов обуславливаются лояльными требованиями законодательства в отношении жителей государств постсоветского пространства. Кроме того, для подобных мигрантов не существует таково языкового барьера, как, например, для жителей западных или восточных стран.

Основным органом, контролирующим переселение мигрантов, является отдел трудовой миграции РФ. Его главными задачами являются:

  • налаживание взаимосвязей между органами исполнительной службы территориального значения и федерального уровня;
  • организация и распределение привлеченных сотрудников из-за границы по рабочим местам, внесение предложений относительно предоставления льгот и квот иностранным сотрудникам, оценка эффективности труда привлеченных заграничных специалистов;
  • составление и ведение базы данных о состоянии рабочей силы на рынке труда, и т.д.

К основным функциям миграционной службы РФ относится:

  • аннулирование виз;
  • в случае фиксации факта нарушения миграционного законодательства – депортация нарушителей, а также их привлечение к ответственности;
  • определение разрешения и запрета на въезд и, соответственно, выезд на территорию России и заграницу.

Регулирование трудовой миграции в РФ

Прием иностранных субъектов на работу осуществляется с учетом наличия квот, размеры которых ежегодно корректируются. В частности, в 2018 году указанную информацию содержит Приказ Министерства труда РФ № 718-н от 09.10.2017г.

Нормативным актом, защищающим права иностранных граждан, является Приказ Министерства труда РФ № 2 от 09.01.2018г. «Об утверждении перечня профессий для привлечения иностранных сотрудников, прибывающих в Россию». Так, рассматриваемым документом постановляется, что не все виды трудовой деятельности могут осуществлять иностранные субъекты. То есть, привилегии остаются за отечественными сотрудниками с высокой квалификацией.

Также на глобальном уровне действует Международная конвенция о защите прав трудоустроенных мигрантов. Указанный нормативный акт является основой для разработки локальных (на уровне отдельной страны) законодательных документов о труде мигрантов.

Преимущества и недостатки трудовой миграции

Основное значение миграции в РФ для экономики заключается в следующем:

  1. Увеличение спроса на трудоустройство. Возникает конкуренция между мигрантами за рабочие места в РФ.
  2. Уменьшение объема заработной платы. Так как количество работников увеличивается, работодатель получает возможности снижать объем оплаты труда ввиду наличия согласных на подобные условия зарубежных работников.
  3. Возможность выбора высоко- и низкоквалифицированных работников. Подразумевается, что объем зарплаты, устанавливаемый государством, прямо влияет на спрос вакансий с требованиями высокой квалификации соответствующими работниками. В случае если оплата труда невысокая, специалисты будут находиться в поисках более подходящего трудоустройства, включая должности в компаниях, располагающихся за пределами РФ. Подобное явление также называется «утечкой мозгов».

К преимуществам миграции для РФ относится следующее:

  • наличие возможностей для работодателей привлекать к работам иностранных кадров;
  • культурный обмен между отечественными и зарубежными сотрудниками;
  • экономическое развитие страны в целом.

К негативным сторонам миграции относятся:

  • уменьшение общего объема оплаты труда;
  • потеря отечественными сотрудниками определенного объема мест трудоустройства. Данное положение особенно актуально для внешней миграции, так как рабочие из близлежащих стран зачастую готовы осуществлять трудовую деятельность за более низкую оплату.

Таким образом, миграция является важной составляющей экономики РФ. Причем, она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Законодательство обеспечивает своим гражданам определенные привилегии в виде перечня трудовых мест, которые не могут занимать иностранные сотрудники. Однако, как показывает практика, работодатели предпочитают нанимать более дешевую рабочую силу из зарубежных государств. В частности, это касается низкоквалифицированных трудовых единиц.

Возникновение трудовой миграции и ее современное состояние. Внешняя трудовая миграция в России и причины ее роста

План

1. Возникновение трудовой миграции и ее современное состояние. Внешняя трудовая миграция в России и причины ее роста. 5

2. Роль международных организаций в регулировании трудовой миграции. 12

3. Трудовая миграция в зарубежных странах, цели и причины.. 15

Список литературы.. 20

Введение

Под миграцией в узком смысле понимают переселение, то есть перемещение людей через границы административно-территориальных образований, завершающееся сменой постоянного места жительства; в широком смысле – это всякое (независимо от цели, регулярности и продолжительности) перемещение из одного населенного пункта в другой. Лица, совершающие такие перемещения, называются мигрантами.

Миграционные процессы (механическое прибытие и выбытие населения) вызываются различными экономическими, политическими, религиозными и другими причинами и связаны с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни.

Трудовые ресурсы включают население в трудоспособном возрасте, работающих подростков моложе трудоспособного возраста.

Вследствие существенных различий в темпах прироста населения в последнее время усилилась диспропорция в распределении населения между основными группами стран. Это ведет к концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах.

Как демографическое омоложение населения (развивающиеся страны), так и его демографическое старение (развитые страны и государства с переходной экономикой) влекут за собой негативные последствия для динамики трудовых ресурсов.

Экономически активное население состоит из занятого населения и безработных, ищущих работу. Доля экономически активного населения в общей численности взрослого населения (15 лет и старше) колеблется от 60 до 70% в развитых странах и государствах с переходной экономикой и от 45 до 55% – в большинстве развивающихся стран.

В отраслевой структуре рабочей силы продолжает сокращаться доля, а нередко и абсолютная численность занятых в сельском хозяйстве, одновременно увеличивается доля работников умственного труда (специалистов и служащих). В высокоразвитых странах растет доля занятых в сфере услуг.

Мировой рынок труда складывается из экспорта и импорта рабочей силы. Под международной (внешней) миграцией трудовых ресурсов понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. Выделяют безвозвратную, временно-постоянную и сезонную миграции. Во второй половине ХХ века сложилось несколько центров притяжения международной миграции трудовых ресурсов – Западная Европа, США и Канада, нефтеперерабатывающие страны Западной Азии.

Возникновение трудовой миграции и ее современное состояние. Внешняя трудовая миграция в России и причины ее роста

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков трудоспособного возраста.

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 году – 105 стран.

Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией трудовых ресурсов) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым эмигрантам не относятся коммерсанты, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

-трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

-трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;

2) временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;

3) сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;

4) маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы для работы в соседней стране, называют рабочими – фронтальерами;

5) нелегальная – незаконный въезд в другую в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;

«утечка умов» – международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда «звезд» искусства, спорта). [1]

Размеры международной миграции трудовых ресурсов неуклонно растут. В середине 90-х гг. в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз. В 90-х гг. в мире переезжало из страны в страну в поисках работы около 20 млн. человек в год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты. Так, в Западной Европе насчитывается не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в 4,5 млн. человек.

Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях все большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые еще сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1-1,5 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально.

Экономический рост в этих странах привел к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно – к определенному уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжелого, непрестижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.

В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации. В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. До распада СССР основными поставщиками кадров высокой квалификации в основные мировые центры иммиграции – США и Западную Европу – были Индия, Пакистан и Египет. Однако в 90-х гг. наметилось усиление оттока таких кадров из России, стран – членов СНГ, Центральной и Восточной Европы. Это обусловлено, с одной стороны, огромной разницей в оплате труда специалистов в развитых и остальных странах, а с другой – стремлением развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их подготовке[2]

Говоря о вопросе установления случаев осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешения на работу, следует отметить, что на сегодняшний день действует Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 г., которое устанавливает перечень случаев, когда иностранным гражданам разрешается работать за пределами территории субъекта РФ, в котором они получили разрешение на трудовую деятельность или проживание. Предусмотрено, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а временно проживающий – на территории которого разрешено временное проживание. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу в случае: направление в служебную командировку сроком не более 10 календарных дней; если постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер и это определено в трудовом договоре. При этом общая продолжительность такой деятельности не может превышать 60 календарных дней. Временно проживающий в РФ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание в случае: направление в служебную командировку сроком не более 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев; если постоянная работа осуществляется в пути или носит разъездной характер и это определено в трудовом договоре. При этом общая продолжительность такой деятельности не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

Списки профессий и работ, при выполнении которых иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу или разрешение на проживание, устанавливаются Рострудом. [3]

Во второй половине ХХ в. сложилось несколько центров притяжения трудовой миграции.

1) Западная Европа. В начале 90-х гг. здесь насчитывалось свыше 20 млн. иммигрантов. Высокоразвитые страны (Германия, Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария и другие) привлекают иностранных рабочих из стран Южной (Испания, Португалия), Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, бывшие республики Югославии), Турции, арабских стран. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х гг. оценивался в 180 тыс. человек в год.

Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности занятых: Люксембурге – 30,0; Швейцарии – 29,6; Германии – 8,0; Бельгии – 7,5; Австрии – 6,2; Швеции – 5,8; Франции – 5,2; Англии – 3,4.

В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:

-необходимость внедрения трудосберегающих технологий;

-перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;

-недовольство определенных слоев населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.

2) Нефтеперерабатывающие страны Западной Азии.

Этот центр притяжения международной трудовой миграции возник в середине 70-х гг. Общая численность иммигрантов в начале 90-х гг. оценивалась в 5-6 млн. человек. Иммигранты прибывают в государства Персидского залива из близлежащих арабских стран (Египта, Сирии, Йемена), а также из Индии, Пакистана, Южной Кореи, Филиппин.

В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы, %: Катар – 92, ОАЭ – 89, Кувейт – 86, Оман – 70, Саудовская Аравия – 60, Бахрейн – 51.

Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономически активной части населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене – 7,3; Египте – 5,2; Турции – 4,3; Пакистане – 3,8. Еще одним центром миграции (формально этнический, но по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середины 90-х гг. только из бывшего СССР прибыло около 750 тыс. человек.

3) США и Канада. Общая численность трудовых мигрантов в США составляла в середине 90-х гг. около 7 млн. человек. Приток иммигрантов в США и Канаду в указанный период оценивался в 900 тыс. человек в год. Трудовая иммиграция в США разделяется на два потока: низкоквалифицированная рабочая сила прибывает из Мексики, стран Карибского бассейна, Филиппин; высококвалифицированные работники иммигрируют из Западной Европы, России, а также Индии.

Важнейшими целями иммиграционной политики США и Канады является поощрение притока зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается при условии инвестирования в экономику данной страны определенной суммы).

Масштабы трудовой иммиграции определяются жесткими рамками иммиграционных квот для страны в целом и по профессиональным группам.

Так, в соответствии с законодательством США 1990 года ежегодно на работу в страну допускается 140 тыс. трудовых мигрантов, в основном высококвалифицированные специалисты, ученые редких специальностей.[4]

Россия вышла на международный рынок труда на рубеже 80 – 90-х гг. В середине 90-х гг. в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тыс. россиян. Наибольшая (до половины) часть российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы – Австрию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находит работу в США, Канаде, Австралии, а также в странах Западной Азии.

Экспорт трудовых ресурсов из России с учетом высокой квалификации российских трудовых мигрантов может стать важным фактором валютных поступлений. По оценке, каждая тысяча российских трудовых мигрантов, выезжающих на работу за границу, могла бы ежегодно переводить на родину около 8 млн. долл.

Внешняя трудовая иммиграция в Россию получила в 90-х гг. значительно большее распространение, чем отъезд россиян на заработки. В середине 90-х гг. в России ежегодно было занято 250 – 300 тыс. легальных иностранных рабочих, а с учетом нелегальной иммиграции и незарегистрированного использования иностранной рабочей силы общая численность трудовых иммигрантов в России оценивается в 400 -500 тыс. человек.

Несмотря на значительное увеличение притока в Россию иностранной рабочей силы, внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на российский рынок труда. Удельный вес трудовых мигрантов не превышает 1,5-2% занятого населения. Однако более весомо влияние иностранных работников на локальные рынки труда (Москвы, Ростовской , Белгородской, Тюменской областей, Приморского края).

Приток в Россию иностранных работников позволяет решать задачу заполнения свободных рабочих мест, на которые даже в условиях растущей безработицы не идет местное население. Свыше 90% всех трудовых иммигрантов в России заняты малоквалифицированными, непрестижными и тяжелыми видами труда. Так, в 1996 г. 60% иностранной рабочей силы было занято в строительстве, 8,9% – в сельском хозяйстве, 7% – на транспорте.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 874 | Нарушение авторских прав

Источники:
http://studopedia.ru/15_15171_ponyatie-i-prichini-trudovoy-migratsii-vidi-trudovoy-migratsii.html
http://zakonoved.su/trudovaya-migraciya-v-rossii.html
http://viplawyer.ru/trudovaya-migratsiya/
http://vgrazhdanstve.ru/migratsiya/trudovaya-migraciya.html
http://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/trudovaya-migratsiya-v-rossii.html
http://lektsii.org/13-32375.html
http://nalog-nalog.ru/trudovoj_dogovor/obrazec_trudovogo_dogovora_s_distancionnym_rabotnikom_20162017/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию