Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в день, месяц

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269 “Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269
“Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов

С изменениями и дополнениями от:

27 февраля 2017 г., 15 сентября 2018 г.

В соответствии с Федеральным законом “Об отходах производства и потребления” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 2-месячный срок утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269)

С изменениями и дополнениями от:

27 февраля 2017 г., 15 сентября 2018 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно – нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

2. Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее – уполномоченные органы).

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 23 сентября 2019 г. N АКПИ19-543 пункт 3 признан не противоречащим действующему законодательству

3. В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

4. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

Информация об изменениях:

Пункт 4 дополнен подпунктом “г” с 2 октября 2018 г. – Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2018 г. N 1094

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

5. Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.

6. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

7. В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 – 500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа – в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

8. На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

9. В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.

10. При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 23 сентября 2019 г. N АКПИ19-543 пункт 3 признан не противоречащим действующему законодательству в части проведения замеров независимо от периодичности вывоза отходов

11. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

12. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

13. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

14. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 15 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

15. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки , для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

,

– масса отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, кг;

n – количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 – продолжительность проведения замеров отходов, суток.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 Правила дополнены пунктом 15.1, применяющимся со дня вступления в силу настоящего постановления

15.1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки , для объектов j-й категории определяется по формуле:

,

– среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, кг/сут;

m – количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 16 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

16. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки , для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

,

– объем отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, куб. м;

n – количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 – продолжительность проведения замеров отходов, суток.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 Правила дополнены пунктом 16.1, применяющимся со дня вступления в силу настоящего постановления

16.1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки , для объектов j-й категории определяется по формуле:

,

– среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, куб. м/сут;

m – количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 17 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

17. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), определяется по формуле:

,

– среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о – индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 – количество сезонов.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232 пункт 18 изложен в новой редакции, применяющейся со дня вступления в силу настоящего постановления

18. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), определяется по формуле:

,

– среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о – индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 – количество сезонов.

19. Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год (), определяется по формуле:

,

где 365 – количество суток в году.

20. Годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год (), определяется по формуле:

.

21. Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в месяц (), определяется по формуле:

,

где 12 – количество месяцев в году.

22. Среднемесячный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в месяц (), определяется по формуле:

.

Содержание
Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 269 “Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов”.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Норма накопления ТКО на 1 человека в 2019 году

С 2019 года федеральным законодательством устанавливается обязанность граждан оплачивать коммунальные услуги, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО). Для этого устанавливаются тарифы, которые рассчитываются, исходя из нормы накопления отходов на 1 человека.

Понятие нормы накопления ТКО

Норма накопления ТКО — это средний объем образования твердых коммунальных отходов, приходящийся на 1 человека в течение календарного года.

Нормирование происходит в соответствии с Правилами определения, утвержденными Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 269.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа для населения – ставки за сбор, вывоз и утилизацию 1 кубометра мусора;
  • частоту вывоза отходов с территории;
  • определение необходимого количества единиц техники;
  • расчет затрат на топливо;
  • определение места для утилизации отходов на полигоне;
  • планирование возможностей по переработке мусора.

Норматив накопления для населения учитывает все виды отходов жизнедеятельности, включая бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, негабаритные строительные отходы и т.д.

Кем регулируется?

Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты Российской Федерации, что подтверждается ст. 6 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, являющегося основным нормативным документом в сфере обращения с отходами, в народе названной «Мусорной реформой«. Уполномоченные органы устанавливают нормы дифференцировано для:

  • категорий объектов, образующих отходы;
  • территорий субъекта и зон, в которых действует региональный оператор, осуществляющий сбор, вывоз и утилизацию твердых отходов;
  • категорий потребителей услуги;
  • видов отходов.

Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Оплата производится в соответствии с:

  • Правилами, действующими в отношении предоставлении коммунальных услуг населению (утверждены Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354);
  • Жилищным кодексом.

На региональном уровне разрабатываются свои нормативы, утверждаемые законодательными актами субъекта.

Норматив накопления ТКО на 1 человека в год

На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:

  • географический и природный характер местности;
  • уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
  • степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
  • соотношение демографических групп населения;
  • время года;
  • способ сбора коммунальных отходов.

Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.

Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.

Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:

  • квартир — 0,113 м 3 ;
  • жилых домов — 0,123 м 3 .

Норма накопления ТКО на 1 человека в 2019 году по регионам

Согласно региональных приказов «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории…» на 1 проживающего жителя норматив для МКД и ИЖД в 2019 году будет следующим:

Регион Многоквартирный дом Индивидуальный жилой дом
кг/год м 3 /год кг/год м 3 /год
Республика Бурятия 0,228 1,99 0,294 2,27
Республики Башкортостан 235,6 1,92 298,9 1,95
Республика Адыгея 194,52 1,95 199,27 2,00
Республики Алтай 323,16 2,84 445,08 1,28
Республики Ингушетия 2,2 3,0
Кабардино-Балкарской Республики 493 2,99 568 3,17
Республики Калмыки 320 1,5 310 1,4
Карачаево-Черкесской Республики 3,25 4,1
Республика Карелия 312 2,094 231,137 1,892
Республика Марий Эл 203,5 1,85 211,2 1,92
г. Иркутск 525 2,1 525 2,1
Иркутская область 392 1,56 392 1,56
Калининград 260 2,0 450 3,0
Калужская область 17,1 0,122 366,8 2,5
Камчатский край 567,36 2,856 601,8 2,784
Кемеровской области 247,027 2,073 247,027 2,073
г. Киров 1,732 1,732
Кировская область 1,45 1,45
Тверская область 1,805 1,805
Костромская область 284,24 2,18 382,15 2,88
г. Курган 327,3 1,9 327,3 1,9
Курганская область 234,8 1,7 234,8 1,7
Курская область с населением:

больше 100 тыс. чел.

меньше 100 тыс. чел.

1,5 Ленинградская область 329,345 2,944 329,345 2,944 г. Санкт-Петербург 381,696 2,055 696,864 3,96 Липецкая область — 2,04 — 2,7 г. Магадан 467,78 3,0 579,09 3,2 Мурманская область 284,36 1,6 284,36 1,6 Нижегородская область 8,88 (за 1 кв.м) 0,10 (за 1 кв.м) 194,16 2,33 Нижний Новгород 276,79 2,87 Омская область 304,41 1,825 304,41 1,825 г. Омск 306,6 2,19 306,6 2,19 г. Ханты-Мансийск 198,414 2,19 283,919 3,285 Свердловская область (Екатеринбург) 403,032 2,028 362,952 2,280 г. Ставрополь — 2,5 — 2,8 г. Ростов-на-Дону 517,44 3,08 592,80 3,12 Воронежская область: в городских округах 419,71 3,355 462,15 3,215 в муниципальных районах 387,81 3,1 387,81 3,1 Волгоградская область 421,44 2,472 371,124 2,436 г. Симферополь (Крым) 404,55 2,9 404,55 2,9 г. Краснодар 415,8 2,31 477 2,65

Если Вы не согласны с действующим нормативом, то отправьте заявление в УФАС.

Как рассчитывается норма накопления ТКО на 1 человека в год?

Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:

  • наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
  • этажностью дома;
  • образ жизни и благосостояние жителей;
  • климатическими характеристиками территории.

Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:

  • федерального законодательства;
  • Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.

Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.

Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.

Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:

  • 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
  • 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
  • 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.

Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:

  • административные здания,
  • предприятия торговли,
  • дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
  • общепит и т.д.

Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:

G = Gо / (n × 7), где

  • Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
  • n — количество расчетных единиц;
  • 7 — дни проведения замеров, суток.

Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

8 (812) 565-33-84 (Санкт-Петербург)

Нормативы накопления отходов, их вывоз и утилизация

От организаций и предприятий, многоквартирных строений и коттеджей каждый день накапливается много мусора. Чтобы не нарушать гигиенические требования, его необходимо своевременно вывозить. Важно знать, когда это нужно делать, и для этого существуют нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Определение

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Московская область: +7 (499) 938-42-57
    • Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98
    • Федеральный номер: +7 (800) 350-83-26

Норма накопления — количество отбросов на определенную единицу. Для многоэтажек — на арендатора или собственника квартиры, для гостиничных комплексов — на койко-место, для площадей в сфере торговли и складирования — на 1 квадратный метр. Учитывается и временной отрезок, в течение которого мусор накапливается, а затем вывозится.

Входят следующие виды отходов:

  • бытовые;
  • после косметического ремонта;
  • от отопления;
  • от уборки придомового участка.

В месяц допустимый объем высчитывается с учетом следующих нюансов:

  • есть ли мусоропровод;
  • проведен ли газопровод;
  • наличие водоснабжения;
  • имеется ли отопительная система, ее тип;
  • количество этажей;
  • климатические особенности.

Норма отличается в зависимости от того, к какому типу принадлежит строение: жилой дом или административное здание. Договор с организацией по вывозу отбросов заключает муниципалитет или управляющая компания.

На гражданина

Допустимые значения на 1 человека за 12 месяцев:

Особенности строения Норматив Плотность (кг/кубометр)
Кг Куб.м.
Постройки с коммуникациями без пищевых отбросов/с их учетом 180-200/210-225 0,9-1/1-1,1 190-200/210
Без коммуникаций 360-450 1,2-1,5 300
Содержимое выгребных ям 2-3,25 1000
В домах с коммуникациями, общественных местах (для городов с населением от 100 тыс.) 260-280 1,4-1,5 190

Для точной калькуляции производят взвешивание. Это помогает определить сколько контейнеров и машин нужно.

По закону высчитывать нормативы должны 1 раз в 5 лет. Причем это делается отдельно для отопительного и летнего сезона. Оплата за услуги взимается с собственника жилплощади.

Для организаций

При расчете на предприятиях учитывают:

  • продолжительность отопительного периода;
  • тип обогрева;
  • средний размер и состав покупательской корзины для торговых точек.
Единица учета Норматив за год За 24 часа Плотность кг/куб.м
Кг Кубометров Кг Кубометров
Место в гостинице 120 0,7 0,33 0,0019 170
В детсаду 93 0,4 0,26 0,0011 240
В школах, училищах, ВУЗах 19 0,1 00,5 0,00027 190
В кинотеатре, театре 30 0,2 0,08 0,00055 150
На сотрудника предприятия 40 0,22 0,13 0,0007 180
На кв.м промтоварного магазина 30 0,15 0,08 0,0004 200
Продуктового 160 0,8 0,44 0,0022 200
На кв.м площади на рынке, базаре, ярмарке 18 0,036 0,05 0,0001 500
На кв.м вокзалов, аэропортов автовокзала 125 0,5 0,34 0,0014 250

Для чего необходим подсчет нормы, законодательство, когда производится

Взвешивание нужно для расчета нюансов при вывозе переработанных продуктов: количество машин, периодичность, расходы на бензин, место на свалке, способ переработки. Оплата за услуги ранее относилась к тратам на содержание и ремонт зданий. Однако в 2019 г. перешла в разряд коммунальных расходов.

  • ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • ФЗ №52;
  • ФЗ №210;
  • Постановление №155;
  • Постановление № 609;
  • Постановление «О порядке предоставления коммунальных услуг»;
  • ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров…»;
  • ЖК РФ.

Администрация населенного пункта устанавливает свои нормативы, опираясь на перечисленные правовые акты.

Нормы высчитываются для:

  • жилых строений;
  • предприятий торговли продовольствием;
  • магазинов хозтоваров и промтоваров;
  • мест общественного назначения;
  • развлекательных мероприятий и территорий, где они проводятся (концерт, парк аттракционов и т.д.);
  • павильонов, палаток, киосков;
  • складских помещений и баз;
  • рыночных площадей;
  • больниц, роддомов, поликлиник, аптек;
  • образовательных учреждений;
  • транспортных организаций и прочее.

Вывоз и утилизация

Согласно ЖК РФ, вывозом отбросов с территории многоэтажного жилого здания занимаются специализированные организации. Обычно их поиском, обсуждением тарифа и заключением коммерческого договора занимаются компании, отвечающие за ЖКХ с подключением юридической конторы. Однако каждый собственник квартиры вправе сам решать кто и когда будет вывозить отходы с его жилплощади.

В частных домах все происходит иначе. Владелец коттеджа или дачного участка не обязан заключать договор с подрядчиком. Он может отвозить отходы сам. Если владелец дома в частном секторе или деревне захочет выносить мусор в бак на улице, то должен заключить контракт.

К вопросу утилизации отходов собственнику коттеджа нужно подойти ответственно. За загрязнение придомовой территории и отсутствие санитарных норм местное управление может привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Предприятия могут произвести утилизацию двумя способами: самостоятельно отвозить на свалку или заключить контракт с компанией по вывозу. Иногда муниципальная власть обязует все организации подписывать договор на утилизацию. Однако в этом случае можно найти лазейку. Например, оформить лицензию, дающую право на вывоз ТБО.

Производят утилизацию следующими способами:

  • переработать во вторсырье;
  • сжечь;
  • закопать на полигонах далеко от города;
  • закомпостировать.

Первый способ помогает решить проблему загрязнения окружающей среды. 40-50 % всех отходов можно использовать в качестве вторичного сырья:

  • металлические изделия;
  • бумага;
  • полимеры;
  • стекло;
  • текстиль и пряжа;
  • асфальт;
  • автомобильные покрышки и шины;
  • биологические отбросы.

Захоронение является самым популярным способом утилизации. Его используют, когда невозможно сжечь мусор, при горении он выделяет вредные вещества.

Полигоны должны отвечать особым требованиям. Это специальные сооружения, которые препятствуют загрязнению воздуха и грунтовых вод. Некоторые из них даже способны перерабатывать газы от разложения в тепловую энергию.

Компостирование используют в отношении мусора, поддающегося биологическому разложению. Собранные отходы обезвреживают от патогенных микроорганизмов и перерабатывают в удобрение.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Новые нормативы накопления ТКО в РФ: тарифы изменились!

Основные аспекты обращения с отходами, в том числе нормативы накопления ТКО, регламентируются ФЗ от 24.06.1998 №89. С 2019 года начали действовать изменения, внесенные в него Законом № 503-ФЗ. Теперь вывоз мусора не жилищная, а коммунальная услуга и тарифы на нее регулируются государством. Водиться новое понятие твердых коммунальных отходов — ТКО. Это мусор, который образуется в результате потребления физическими лицами в жилых помещениях. Сюда же относятся аналогичные отходы, появившиеся в результате деятельности юридических лиц.

Платить за вывоз ТКО обязаны все жители многоквартирных и частных домов, собственники дачных и садовых участков. Тарифы рассчитываются исходя из нормы накопления отходов на одного человека в течение года. Порядок определения и установления нормативов субъектами РФ регулируется ПП РФ от 04.04.2016 № 269 (с ред. от 27.02.2018). Весь цикл обращения с ТКО с момента вывоза с площадки до утилизации контролируется региональными операторами.

Нормативы ТКО для физических лиц и частных домов

Норма накопления ТКО – это средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год.

Норматив включает в себя бытовой мусор, крупногабаритный домашний утиль, мелкий строительный мусор и другое.

Этот показатель влияет на:

  • размер тарифа на вывоз мусора;
  • определение количества необходимой техники и периодичность вывоза отходов;
  • расчет затрат на топливо;
  • выбор места для утилизации мусора;
  • планирование возможностей для сортировки и переработки отходов.

При расчете нормативов принимают во внимание следующие факторы:

  1. наличие коммуникаций и мусоропровода;
  2. этажность дома;
  3. климатические особенности местности;
  4. образ жизни собственников жилья;
  5. время года;
  6. способ сбора ТКО.

Точные нормативы устанавливаются после проведения замеров и взвешиваний отходов на конкретной территории в течение недели в разные сезоны.

Среднесуточная норма накопления отходов рассчитывается по формуле:

  • В – это масса полученного мусора за период проведения замеров;
  • С – количество расчетных единиц;
  • 7 – количество дней проведения замеров.

При расчете нормативов для частных домов принимается во внимание их благоустроенность. Для помещений подключенных к отоплению, водоснабжению, канализации, нормативы ниже, чем для неблагоустроенных домов.

Что означает новая графа ТКО

Если раньше стоимость вывоза мусора входила в плату за содержание жилого помещения, то теперь появилась новая строка в квитанции – «обращение с ТКО». При заключении управляющими компаниями договоров с расчетными центрами на начисление по всем услугам – жителям приходит стандартная квитанция. Если начислением платы за вывоз мусора занимается расчетный центр, то собственникам ТКО приходит отдельная квитанция только за эту услугу.

Для жителей частных домов и владельцев садовых и дачных участков строка за обращение с ТКО вписана в платежку за оплату других услуг.

Новые тарифы на вывоз мусора

Стоимость услуги по вывозу отходов региональными операторами зависит от двух показателей: норматива накопления ТКО на человека и тарифа. Она рассчитывается по формуле:

Цена услуги=норматив*тариф*количество жильцов.

Нормативы устанавливаются местными органами власти. Тарифы рассчитываются региональными операторами и зависят от нескольких составляющих:

  • расстояния от места сбора мусора до полигона;
  • цены на топливо в данном регионе;
  • климатических условий;
  • установки контейнеров для раздельного сбора мусора;
  • других условий.

Применяются два способа расчета платы за вывоз ТКО:

  • в зависимости от количества человек, проживающих в жилом помещении;
  • в зависимости от площади жилого помещения.

В среднем выходит по 130-150 рублей с человека, в разных регионах показатели отличаются. Если в помещении никто не прописан, согласно п. 148(36) ПП РФ № 354, расчет размера платежа ведется от количества собственников жилья.

При наличии у собственника нескольких квартир или домов, он обязан оплачивать услугу по всем адресам.

Для перерасчета суммы платежа за вывоз ТКО при временном отсутствии жильцов в помещении от пяти и более дней нужно обратиться к региональному оператору с заявлением. К нему прилагаются документы, подтверждающие факт отсутствия проживающих в течение определенного промежутка времени. Без них региональный оператор вправе отказать в перерасчете. При накоплении задолженностей применяются штрафные санкции начисляются пени, установленные п. 91 ПП РФ № 354.

Нормативы ТКО для юридических лиц

Юридические лица могут отказаться от договора с региональным оператором, если у них есть в собственности или на другом законном основании место для размещения ТКО, расположенное на территории, где образуются эти отходы или на смежном участке.

При отсутствии собственного объекта для размещения отходов, юридические лица заключают договор на вывоз ТКО с оператором.

  • По факту, при наличии у организации собственной площадки для сбора мусора. Стоимость услуг зависит от объемов сданных отходов.
  • Согласно установленным нормативам, которые зависят от вида деятельности организации. Расчет нормы накопления отходов ведется также, как и для жилого фонда.

Расчет платы по количеству мусорных контейнеров

Опыт работы с новой системой тарификации для населения показал, что необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в области обращения с ТКО и пересмотреть расчеты стоимости вывоза отходов. Для более справедливой оплаты по фактическому объему вывезенных отходов, Правительством РФ рассматривается предложение, по которому стоимость услуги будет зависеть от количества мусорных контейнеров, установленных на площадке.

Суть предложения в том, что считается количество и объем мусорных контейнеров, вывезенных за месяц, и определяется сумма платежа на каждого жителя. Пока неизвестно как будет рассчитываться тариф для физических лиц и организаций. Минприроды подготовлен новый проект, который находится на стадии обсуждения с экспертами и представителями органов власти.

Взгляды экспертов о новой законопроект разделились. По мнению главы комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы В. Бурматова, проект вполне применим после тщательного рассмотрения и внесения некоторых поправок. Гендиректор ППК РЭО Д. Буцаев считает, что без должного контроля ситуация с платежами за обращение с ТКО может ухудшиться. По словам исполнительный директор ассоциации «Чистая страна» Р. Губайдуллина, еще рано делать выводы, так как новая система расчетов только начала действовать.

Мнение населения тоже неоднозначно: одни считают, что нововведения позволят устанавливать справедливые тарифы за услуги; другие, что платежи за вывоз мусора, наоборот, станут выше.

Норма накопления ТБО (ТКО) на 1 человека в год

В результате жизнедеятельности человека образуется огромная масса отходов, представляющих вред здоровью и экологии. Приблизительное количество – 400 млн. тонн в год.

Установление норматива накопления твердых коммунальных отходов в 2019 году позволяет регулировать сферу обезвреживания и утилизации, чтобы минимизировать вред окружающей среде.

Как вычисляется норма ТКО на 1 человека в год?

Согласно Постановлениям об утверждении государственных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, к ТКО относятся:

  • утильсырье в жилых или общественных зданиях;
  • остатки сырья для отопительной системы после отопительного сезона;
  • палая листва на прилегающей территории;
  • крупные бытовые объекты, ставшие негодными или ненужными.

Размер норматива накопления ТБО на 1 человека рассчитывается, исходя из следующих факторов:

  • уровень благоустроенности здания, наличие мусоро-, водопровода, канализации, центрального отопления;
  • количество этажей;
  • сырье, применяемое для отопительной системы;
  • длительность отопительного сезона;
  • благосостояние города, имеющиеся учреждения.

Кто регулирует норму ТКО на 1 человека в месяц?

Главный нормативно-правовой акт об установлении четких нормативов накопления твердых коммунальных отходов – ФЗ «Об отходах производства/потребления». Другие законы, регулирующие эту сферу:

  • ФЗ №52 – устанавливает нормативы;
  • ФЗ №210 – регулирует расчет и изменение тарифов;
  • Постановление №155 – определяет правила вывоза ТБО;
  • Постановление №609 – отменяет систему перекрестных субсидий для вывоза мусора;
  • Постановление «О порядке предоставления ЖКУ»;
  • ЖК РФ.

СанПиН нормы накопления ТКО

В санитарных правилах об утверждении нормативов по накоплению твердых коммунальных отходов установлен ряд условий:

  • запрещено вынимать из контейнеров мусор, чтобы использовать как вторсырье;
  • мусорные контейнеры нужно ставить минимум в 20 м от жилых помещений;
  • если дом обслуживает определенная организация, раз в неделю она должна организовывать удаление отходов с территории;
  • баки должны мыться и обрабатываться минимум 1 раз в 10 дней.

Нарушение правил карается штрафом.

Норматив ТБО на 1 человека

Нормативы по накоплению ТКО на 1 человека подсчитываются региональными властями, исходя из длительности отопительного сезона, уровня потребления ресурсов, фруктов, овощей, категории жилфонда.

Большое значение имеет общий уровень благосостояния населенного пункта. В больших городах он выше, вывозимых отходов больше. Поэтому и годовой норматив на человека там значительно выше, чем в селе.

Ориентировочные нормы ТБО

Установленные нормативы накопления твердых бытовых отходов:

Категория жилфонда Норматив на 1 человека в месяц Норма накопления ТБО в год на человека Плотность (кг/м3)
кг/мес м3/мес кг/год м3/год
Многоэтажные дома с канализацией 16,666-23,333 0,092-0,125 200-280 1,1-1,5 220
Отходы из выгребов частного сектора 0,166-0,27 2-3,25 1000
Обобщенные значения для зданий в городах 21,666-25 0,108-0,042 260-300 1,3-1,5 210

Нормативы для государственных учреждений в больших городах – порядка 50% от установленных для жилфонда.

Норма ТБО для организаций

Нормативы для организаций разрабатываются правительством. При этом учитывается допустимая концентрация веществ и отходов для предотвращения негативных последствий для экологии.

Ранее все предприятия должны были заводить документацию, отражающую вопросы образования отходов, а еще разрабатывать проекты управления ТБО. От этой обязанности были освобождены малый и средний бизнес.

Такие организации теперь оплачивают захоронение мусора на полигонах, эти деньги идут на снижение отрицательного влияния на экологию. Крупные промпредприятия по-прежнему должны ежегодно корректировать проекты по удалению ТБО. Они должны содержать такие сведения:

  • установление предельного объема ТБО;
  • нормативы с учетом класса опасности отходов, производственных мощностей, площадей;
  • экономическое обоснование отходов по всем направлениям деятельности;
  • допустимые способы обезвреживания мусора.

Нормативы определяют, применяя готовые формулы двух типов: устанавливающие предельный объем мусора на единицу выпускаемой продукции и рассчитывающие обновление, ремонт оборудования с учетом количества отходов и длительности эксплуатации. После подсчета показателей и подготовки необходимых документов проект передается в Росприроднадзор для регламентации.

Нормы ТБО от организаций и предприятий Москвы

Установлены следующие нормативы для столицы:

Объект Единица для расчета Нормы скопления мусора
кг/год куб. м/год
Универсам 1 кв. м 252 1,4
Киоск 866 5,09
Супермаркет 157 0,87
Рынок продовольственный 363 1,21
НИИ работник 156 1,42
Банки 75 0,62
Почта 104 0,95
Офисные помещения 131 1,19
Аптеки 1 кв. м 48 0,44
Больницы койка 402 2,01
Пансионаты 169 1
Поликлиники посещение 12 0,07
Автосервисы машиноместо 46 0,22
АЗС, стоянки, паркинг 23 0,11
Гаражи 22 0,16
Вокзалы, аэропорты, речные порты пассажир 145 0,8
Прачечные 1 кв. м 20 0,19
Мастерские по ремонту техники 15 0,07
Ателье 23 0,13
Салоны красоты место 32 0,23
Отели, общежития 192 1,13
Кафе, бары 215 1,13
Клубы, театры место 27 0,18
Стадионы 43 0,26
Детские садики место 80 0,4
Школы 1 обучающийся 24 0,12
Университеты 22 0,11
Детдома 215 1,13

Уборка медучреждений предполагает не только сбор ТБО, но еще дальнейшую отправку на спецплощадки для обработки.

Кем осуществляется вывоз мусора?

В многоквартирных домах собственники обязаны содержать общедомовое имущество, включая мусорные баки. Ответственность обычно возлагается на ТСЖ либо управляющую компанию, организующую удаление ТБО с прилегающей территории.

Крупногабаритные отходы МКД должны складироваться в специальные контейнеры, размещенные отдельно от предназначенных для обычного мусора. Их расположение можно уточнить в местной управе.

Если спецконтейнеры находятся далеко или отсутствуют, жильцам следует самостоятельно связаться со специализированной компанией, которая отвезет отходы на полигон за определенную плату.

В частном секторе есть свои нюансы. Собственники коттеджей не обязаны подписывать договора с подрядчиками, вывозящими ТБО. Поэтому часто они самостоятельно относят мусор на городскую свалку.

Чтобы выбрасывать собственные отходы в уличный бак, хозяин частного дома должен заключить договор. Иначе ему грозит штраф. Отсутствие соглашения с компанией, вывозящей мусор, само по себе может быть расценено как загрязнение.

Вывоз ТБО из офисов, магазинов тоже возможен двумя путями: своими силами доставлять на свалку или заключать договор со специализированной фирмой. Иногда городские администрации требуют, чтобы юрлица подписывали контракты на вывоз мусора, вводя крупные штрафы за невыполнение этого предписания. В таких случаях необходимо оформлять договор либо получать лицензию и самим становиться такой фирмой.

Нормативы накопления ТКО в России

Чтобы вовремя вывозить мусор, определяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов. Учитываться должны все места обитания и активности людей: жилые кварталы, частный сектор, дачные посёлки, гостиничные комплексы, общепит, торговые и промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты.

Учёт ТБО — динамическая система. Если мы знаем, сколько отбросов по дням, месяцам и кварталам предстоит переработать, мы можем создать рациональную схему, с помощью которой ликвидируются спонтанные свалки. Грамотная переработка, уничтожение, захоронение или использование вторсырья возможны лишь при строгом распределении работ по его сбору и хранению.

Что такое нормы накапливания твердых коммунальных отходов?

Это показатель, который рассчитывается из объёма и массы утиля. Прежде, чем подсчитывать, какова норма накопления, нужно установить расчётный показатель. В многоквартирном доме это один жилец. При использовании складских зданий — один квадратный метр площади.

Результаты диктуют частоту вывоза мусорных контейнеров, затраты на топливо, количество техники, площадь полигонов, число перерабатывающих предприятий. Поэтому так важно знать нормативы образования на человека.

Как они рассчитываются и кто их утверждает?

Нормативы накопления ТКО зависят от вида образования: муниципалитет, регион. Измерения проводятся при помощи спецконтейнеров или пластиковых пакетов большого размера. Сбор производится отдельно для бытовых, заводских помещений, улицы. Операция по обмеру проводится в течение одной недели. В отчёте фиксируется каждый её день.

Среднесуточные нормативы вывоза тко вычисляют соотношением массы к единице расчета.

Средний месячный — общий к посуточному количеству.

Среднесезонный — вес за весь сезон к посуточному.

За год — усреднённый по сутками, помноженный на 365.

Оператор раз в сезон определяет объём, проводя специальные замеры. В крупных мегаполисах берётся район, в котором проживает не менее 0,5 % населения. В городах меньше миллиона жителей — 1 %, а в небольших — 2 %.

При этом учитываются:

  • климатическая зона;
  • сезонность;
  • благоустройство зданий;
  • многоэтажность;
  • мусор от ремонтных работ;
  • выбросы отопления;
  • бытовой хлам;
  • крупногабаритные предметы;
  • уборка улиц.

Нормативы накопления по регионам России

Алтайский край Липецкая область Республика Северная Осетия
Амурская область Московская область Республика Татарстан
Архангельская область Мурманская область Республика Тыва
Астраханская область Ненецкий АО Республика Хакасия
Белгородская область Нижегородская область Ростовская область
Брянская область Новгородская область Рязанская область
Владимирская область Новосибирская область Самарская область
Волгоградская область Омская область Санкт-Петербург
Вологодская область Оренбургская область Саратовская область
Воронежская область Орловская область Сахалинская область
Еврейская АО Пензенская область Свердловская область
Забайкальский край Пермский край Севастополь
Ивановская область Приморский край Ставропольский край
Иркутская область Псковская область Тамбовская область
Кабардино-Балкария Республика Адыгея Тверская область
Калининградская область Республика Алтай Томская область
Калужская область Республика Башкортостан Тульская область
Камчатский край Республика Бурятия Тюменская область
Карачаево-Черкесия Республика Дагестан Ульяновская область
Кемеровская область Республика Ингушетия Хабаровский край
Кировская область Республика Калмыкия Ханты-Мансийский АО – Югра
Костромская область Республика Карелия Челябинская область
Краснодарский край Республика Коми Чеченская Республика
Красноярский край Республика Крым Чувашская Республика
Курганская область Республика Марий Эл Чукотский АО
Курская область Республика Мордовия Ямало-Ненецкий АО
Ленинградская область Республика Саха (Якутия) Ярославская область

Все обязанности по определению порядка, установлению платы за транспортировку и утилизации утверждает местное самоуправление. Россия — огромная страна, погодные условия которой резко различаются в разных зонах. Это делает невозможным установление единых цифровых величин.

По современному законодательству, операторы в регионах отвечают за учёт и дальнейшую переработку хлама. Они не имеют права отказывать населению и фирмам в приёме, должны заботиться об экологической обстановке. Несоблюдение законов влечёт за собой материальную и уголовную ответственность.

Только при соблюдении законных порядков обращения с ТБО, можно ликвидировать свалки, навести чистоту, гигиенические требования пространств, на которых живут и работают люди.

Размер ТБО на одного человека в 2019 году

На данный момент многие жители крупных городов задаются вопросом: «Какова норма накопления ТБО на 1 человека в 2019 году?». Для начала стоит узнать, чем является по сути ТБО и зачем это вообще нужно.

Что такое ТБО

ТБО (твердые бытовые отходы) — это утильсырье, появляющееся за некую установленную единицу времени, к примеру, на жителя за календарный день, один год или любой другой временной отрезок. Измеряется в кг(килограммах) или м3 (кубометрах, т. е. объем).

Зачем необходимо устанавливать и знать нормативы скопления ТБО

Эта информация необходима для того, чтобы осуществить расчёт ТБО, образовавшихся за временной отрезок. Такая информация нужна для:

  1. Планирования переработки, вывоза и сбора мусора.
  2. Учёта и распределения сотрудников, формирования правил безопасности для рабочих.
  3. Планирования подбора крупногабаритного транспорта для вывоза отходов, выбора (какие контейнеры нужны), логистические работы (маршрут передвижения, учёт площади дорог).
  4. Закупки необходимых материалов для переработки.
  5. Выставления заработных плат соответственно сложности и опасности проведённых работ по утилизации;
  6. Выбора подходящего времени для вывоза.
  7. Для того, чтобы провести всю требующуюся расчетную деятельность.

Важно! С целью уничтожения всех отходов от коммерческих организаций так же немаловажно знать, из чего состоят вывозимые отходы. Для утилизации потребуется рассчитать количество органических веществ во всей массе ТБО и примерный состав этих веществ.

Правовые и нормативные документы

Основным правоустанавливающим документом, определяющим нормативы накопления твердых бытовых отходов является Федеральный закон N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями и дополнениями) от 24 июня 1998 г.

Помимо основного закона, для регулирования в сфере бытовых отходов применяются следующие нормативные акты:

  • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ: устанавливает нормативы;
  • Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ: определяет методику расчета и изменения тарифов;
  • Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ)

В Санитарных Правилах и Нормах:

  • СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления;
  • СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»

определены правила по накоплению ТБО.

Ниже приведены некоторые из них:

  • мусорные контейнеры нужно ставить минимум в 20 м от жилых помещений;
  • мусорные контейнеры мыться и обрабатываться минимум 1 раз в 10 дней;
  • если дом обслуживает определенная организация, то раз в неделю она должна организовывать удаление отходов с домовой территории.

Как вычисляется норма ТБО

Стандартный размер накапливаемых твердых бытовых отходов рассчитывается по двум параметрам:

  • строения, эксплуатируемые в качестве жилья: частные, многоэтажные.
  • муниципальное либо коммерческое предприятие, компания, оказывающие социальные услуги;

К твердым бытовым отходам, включённым в норматив, относят:

  • скопления утильсырья, появляющихся в обитаемых либо общественных постройках;
  • остатки сырья для отопительной системы после отопительного сезона;
  • листва деревьев, падающая на прилежащей территории;
  • крупные объекты, использовавшиеся в быту, пришедшие в негодность либо ставшие ненужными.

Факторы, имеющие влияние на размер норматива ТБО на человека:

  • степень благоустроенности предприятий либо жилых зданий, наличие в доме коммунальных услуг, таких как: мусоро- и водопровод, канализация и отопление;
  • количество этажей в строении, для которого ведется расчет;
  • вид сырья, применяемого для отопительной системы в здании;
  • благосостояние города, имеющиеся в нём учреждения;
  • длина отопительного сезона.

Важно! Таким образом, чем выше уровень жизни, тем больше размер образующихся ТБО. В крупных городах, столицах и городах регионального значения этот норматив значительно выше, чем в поселениях меньшего размера и деревнях.

Это связано с тем, что в больших населённых пунктах значительно выше уровень потребления благ всех видов и в жилых и в общественных зданиях, что, в свою очередь, имеет прямую связь с высокими заработными платами и более комфортным проживанием. Помимо этого, это связано с увеличением численности и более лояльными условиями.

Нормы накопления отходов

Один из факторов, влияющих на норму накопления отходов — тип постройки. Этот показатель имеет значение, так как именно от типа постройки зависит численность проживающих либо работающих там жителей, вид и количество производимого мусора.

Соответственно типу постройки, правовые документы предполагают разные нормы формирования отходов:

  • в общественных зданиях с удобствами стандартный уровень образования мусора примерно от 1,1 до 1,5 кубометров в год на человека, около 210 кг/ м3 составляет средняя плотность;
  • для муниципальных и коммерческих предприятий 35-55% в месяц от нормы образования с жилой постройки на одного жителя.

Важно! Расчет нормы накопления ТБО от организаций и предприятий в России невозможен, поскольку обстоятельств, оказывающих влияние на ее размер и свойства слишком много.

По этой причине, для каждого города существует своя собственная норма, которую любой житель может обнаружить в местной администрации среди остальных документов.

Методика расчета накопления

Для вычисления реального скопления утильсырья в городах и поселках, избирают определенные пункты:

  • в нас. пунктах с количеством жителей до 300 тыс. человек — 2% всего населения;
  • в нас. пунктах с количеством жителей до 500 тыс. человек — 1% всего населения;
  • в нас. пунктах с количеством жителей до 1 миллиона человек- 0,5% всех жителей населенного пункта.

Для вычисления нормы накопления ТБО от организаций и предприятий выбирают два или три из них, измеряют количество отходов за неделю и вводят норматив отходов по полученным данным — этим занимаются региональные органы власти, так же в их обязанности входит сбор, хранение и вывоз мусора. По полученным данным, количество ТБО увеличивается ежегодно на 0,5-1%. Проводят такие измерения единожды в пять лет.

Важно! Создаются разные указы, документы и постановления, на основании которых, определяют нормативы накопления мусора. Главный документ, регламентирующий этот показатель, называется «Рекомендации по определению стандартов образования ТБО для РСФСР». В 1999 году в Российской Федерации было установлено распоряжение, в котором были указаны средние нормативы скопления отходов.

По документам указано, что:

  • норма скапливающегося за год мусора для 1 жителя Москвы — 260 кг;
  • количество крупного мусора — 80 килограмм ежегодно;


Норма скопления утильсырья от муниципальных и коммерческих организаций становится меньше по мере увеличения количества частных предприятий в населенном пункте. Измеряется вес собранных отходов и мусора путем измерения веса всех отходов, помещаемых в мусоровоз.

Важно!Расчет фактической нормы накопления ТБО для организаций и людей совершается индивидуально для всех сезонов.

Таким образом, для того, чтобы узнать норму ТБО на человека в Вашем регионе, необходимо обратиться в местную администрацию за соответствующей документацией и узнать это число. Так же если Вы представляете коммерческую организацию, в числе документов Вашей компании должна находиться и такая информация, а в случае, если ее нет, она найдётся в администрации.

Источники:
http://nedexpert.ru/kvartira/zhkh/norma-nakoplenija-tko/
http://viplawyer.ru/normativy-nakopleniya-othodov/
http://xn----7sbbt6addhepdce1ax6o.xn--p1ai/normativ-nakoplenija-tko/
http://bezotxodov.ru/bytovye-othody/normativy-nakoplenija-tverdyh-kommunalnyh-othodov-na-1-cheloveka
http://www.vivoz-musora.site/normativy/
http://okommunalke.ru/tarify/razmer-tbo-na-odnogo-cheloveka
http://alimenty-expert.ru/oformlenie/soglashenie-ob-alimentah/obrazec/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию