Налог: что это с точки зрения закона, какие есть виды?

Содержание

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Налоги — что это (определение), их назначение, виды, функции и контроль уплаты налогов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Жить в правовой стране – это значит не только быть защищенным государством и иметь социальные гарантии, но и выполнять обязанности по отношению к нему.

К таковым относится и уплата налогов. Что это такое, для чего они нужны, и как классифицируются – об этом расскажем в статье.

Что такое налог

Экономическая, социальная и политическая жизнь на определенном участке территории, называемом страной, регулируется государством. Выполнение функций государства в указанных рамках нуждается в финансовом обеспечении.

Оно осуществляется из казны государства, которая состоит из бюджета (финансовой составляющей) и государственной собственности. Наполнение бюджета в основном проводится посредством взимания с юридических и физических лиц специальной платы за все полученные ими доходы. Эти сборы называются налогами.

Вывод: налоги – это принудительно взимаемая с юридических и физических лиц плата, являющаяся финансовым обеспечением функционирования государства.

Взимание налогов – насущная необходимость, выполнение которой поручено налоговым органам.

Налоговая система государства – это совокупность следующих компонентов:

  1. законодательной базы, регламентирующей сбор налогов;
  2. непосредственно налогов;
  3. форм, методов и принципов установления, взимания и корректировки ;
  4. системой контроля за всеми этапами налогообложения.

Основной документ, который регулирует все взаимоотношения в рамках налоговой системы России (исчисление, уплата налогов, наказание за нарушения) – это Налоговый Кодекс (НК) РФ.

Терминология

Для улучшения восприятия материала рассмотрим основные термины, принятые в налоговой сфере:

  1. Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, обязанное в силу налогового законодательства уплачивать налоги. Например, у вас есть квартира, принадлежащая по праву собственности. Это автоматически делает вас налогоплательщиком имущественного налога;
  2. Налоговый агент – физическое или юридическое лицо, которое должно рассчитать сумму налоговых выплат, удержать ее с налогоплательщика и перечислить в бюджет соответствующего уровня.

Например, если гражданин трудоустроен, то его налоговым агентом является работодатель, он (или бухгалтер предприятия) рассчитывает налог, удерживает ее с заработной платы работника и перечисляет в бюджет;
База налогообложения – это денежная сумма или денежный эквивалент имущества, находящегося в собственности, с которой нужно уплатить налог. Он рассчитывается путем умножения налогооблагаемой базы на налоговый тариф.

Например, гр. Иванов сдавал квартиру по договору найма в течение года. Полученная сумма дохода является базой налогообложения, и в нашем примере, допустим, составляет 180 тыс. руб. Следовательно, гр. Иванов должен уплатить в казну государства налог на доход физического лица (НДФЛ) = 13 % (утвержденная ставка). Сумма выплат составит 23400 руб.;

  • Объект налогообложения – это объект (проданная услуга, товар, имущество и пр. в денежном эквиваленте), за который нужно уплатить сбор в казну;
  • Налоговая ставка – это норма налоговых отчислений на единицу налогообложения. Например, для НДФЛ утверждена ставка 13 %. Это значит, что за полученный доход (Д) физическое лицо должно уплатить налог (Н), размер которого составляет: Н = Д х 13 %.
  • Налоговый период – временной интервал, за который нужно провести выплаты на имеющиеся объекты налогообложения. Этот период для разных видов налогов отличается (от квартала до года). Так, налог на имущество физических лиц рассчитывается и уплачивается 1 раз в год, а на добавленную стоимость (НДС) – раз в квартал.
  • Функции налогов

    Всего различают 4 функции заложенные в налоговые сборы, которые схематично показаны на приведенном ниже рисунке и подробно расписаны чуть ниже.

    Фискальная функция налогообложения является основной. Ей отводится главная роль – наполнение государственной казны денежными средствами.

    Фискалить – это значит, собирать сведения и передавать их.

    Налоговые органы контролируют налогоплательщиков и накладывают санкции на нарушителей, тем самым стимулируя своевременную и в полном объеме уплату налогов.

    Распределительная функция состоит в том, чтобы разделять денежные средства, полученные при налогообложении физических и юридических лиц. Поступив в казну, деньги выделяются на различные социальные и прочие государственные проекты. Вот как будут распределены средства государственного бюджета в 2019 году:


    *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

    Контрольно-учетная функция налогообложения позволяет вести контроль и учет хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, выявлять источники доходов и расходов. Кроме того, надежный контроль не дает возможности криминализации экономики.

    Стимулирующая функция налогов заключается в поддержке некоторых видов хозяйственной деятельности через применение налоговых льгот. Это касается сельского хозяйства, малого бизнеса, самозанятых граждан (кто это?).

    Виды и классификации налогов

    Классификация налогов зависит от фактора классификации. Традиционно их принято разделять по таким критериям:

    1. по определению налогооблагаемой базы:
      1. прямые,
      2. косвенные;
    2. по отношению к доходам налогового агента:
      1. аккордные,
      2. подоходные;
    3. по субъекту-получателю налогов:
      1. федеральные,
      2. региональные,
      3. местные;
    4. по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения:
      1. прогрессивные,
      2. регрессивные,
      3. пропорциональные.

    Далее проанализируем каждый вид налогов немного подробней.

    Прямые и косвенные виды налогов

    Прямые налоги – это те, которые имеют явный характер, т. е. взимаются непосредственно с физического или юридического получателя каких-либо доходов.

    Величина выплаты зависит от суммы дохода. В таблице ниже перечислены все виды прямых налогов. Они устанавливаются в процентном соотношении к налогооблагаемой базе.

    Прямые Косвенные
    Подоходные налоги:

    1. на доходы физических лиц (НДФЛ)
    2. на предпринимательскую прибыль
    3. на прибыль организаций
    4. на заработную плату
    5. на процентные доходы
    6. на земельную ренту
    Таможенные пошлины
    Налоги на имущество:

    1. налог на недвижимое имущество
    2. налог с наследования или дарения
    Акцизы
    Земельный налог Налог на добавленную стоимость (НДС)
    Налог с продаж

    Например, налог на доходы физ. лиц в нашей стране равен 13 %. Следовательно, если начислил работодатель своему сотруднику Иванову заработную плату 30 тыс. рублей, значит, должен заплатить за Иванова в казну 3900 руб. (это 13 % от 30 тыс.).

    К косвенным относятся налоги, которые начисляются на товары и услуги как бы «прицепом».

    Пример: производитель мебели ИП Сидоров изготовил и выставил на продажу шкаф. С учетом всех затрат и предполагаемой прибыли Сидоров установил цену на свое изделие в размере 10 тыс. руб.

    Но ИП Сидоров «тертый калач», и знает, что от стоимости проданного шкафа он должен будет заплатить в казну налог на добавленную стоимость» (НДС). С 2019 года НДС равен 20 %. Поэтому Сидоров выставляет свой шкаф на продажу не за 10 тыс., а за (10 тыс. + 20 %) = 12 тыс. руб.

    Следовательно, покупатель заплатит при покупке 12 тыс. руб., и, таким образом, станет плательщиком налога (но не налоговым агентом!). Производитель (он же продавец) ИП Сидоров станет после факта продажи шкафа налоговым агентом НДС (посредником между покупателем и казной государства). Получая в кассу 12 тыс. руб., он обязан 2 из них заплатить в форме НДС.

    Аккордные и подоходные виды налогов

    Подоходные налоги зависят от величины полученного дохода. Ранее в статье мы рассмотрели пример с НДФЛ (что это?).

    Возьмем еще один: налог на прибыль компании. Налогооблагаемой базой в данном случае является доход за вычетом производственных и прочих издержек, затрат на рекламу, обучение, научно-исследовательские мероприятия. На оставшуюся после вычетов сумму прибыли начисляется налог с тарифной ставкой 20 %.

    Аккорд в музыке – это одновременное звучание нескольких звуков. Аккордное налогообложение предполагает, что размер выплат не зависит от величины налогооблагаемой базы. Образно говоря – это несколько налогов, рассчитанных усреднено и уплаченных «аккордом» (одновременно).

    Примером в РФ может служить единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Доход называется вмененным, потому что не исчисляется каждый налоговый период индивидуально для конкретного налогового агента, а является предполагаемым, рассчитанным для определенного вида деятельности. ЕНВД – это специальный режим налогообложения, заменяет несколько выплат.

    Федеральные, региональные и местные виды налогов

    Напомню, что уплаченные налогоплательщиками деньги, перечисляются в государственный бюджет.

    Его структура подчинена строгой иерархии:

    Посмотрите, как распределяются налоги по бюджетам разных уровней:

    Существуют и комбинированные варианты. Примером является налог на прибыль организаций. Общая процентная ставка = 20 % (ст. 284 НК РФ). 2 % из уплаченной суммы направляется в Федеральный бюджет, а 18 % — в местный.

    Прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги

    В этом типе классификации (по соотношению налоговой ставки к объекту налогообложения) различают три вида, схематично показанных и кратко описанных на расположенном ниже рисунке:

    Рассмотрим на примерах, как исчисляются указанные виды налогов:

      Пропорциональный вид – тарифная ставка неизменна:

      доход (руб.) налоговая ставка (%) сумма налога (руб.) Соотношение суммы налога и дохода
      10000 10 1000 0,1
      20000 10 2000 0,1
      30000 10 3000 0,1

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Она пропорциональна доходу. Пример: НДФЛ с единой ставкой 13 % (кроме выигрышей).

    Регрессивный вид – налоговая ставка уменьшается с увеличением дохода:

    доход (руб.) налоговая ставка (%) сумма налога (руб.) Соотношение суммы налога и дохода
    10000 15 1500 0,15
    20000 12,5 2500 0,125
    30000 10 3000 0,1

    Вывод: чем выше доход, тем меньше соотношение суммы налога и дохода. В качестве примера можно привести страховые отчисления в Пенсионный фонд: 22 % — если налогооблагаемая база не превышает 1150000 руб., 10 % нужно уплатить при превышении указанной суммы.

    Прогрессивный вид – налоговая ставка возрастает с увеличением дохода:

    доход (руб.) налоговая ставка (%) сумма налога (руб.) Соотношение суммы налога и дохода
    10000 10 1000 0,1
    20000 12,5 2500 0,125
    30000 15 4500 0,15

    Вывод: чем выше доход, тем больше сумма налога. Причем увеличивается и соотношение суммы налога и дохода (сравните с пропорциональным принципом налогообложения).

    Контроль налогов

    Налоговый контроль – это способ обеспечения законности хозяйственной деятельности физических и юридических лиц.

    Соблюдение законности – основа экономической безопасности государства. Контроль за правильностью начисления, своевременностью уплаты налогов поручен Федеральной налоговой службе (ФНС).

    Чем конкретно занимаются налоговые органы:

    1. сбором информации о налогоплательщиках и объектах налогообложения;
    2. анализом полученных данных;
    3. выявлением нарушений налогового законодательства;
    4. пресечением противоправных действий субъектов налогообложения в рамках законодательства;
    5. выявлением виновных в нарушениях и привлечением их к ответственности.

    Основной метод контроля – это налоговая проверка.

    Данное мероприятие состоит из нескольких действий:

    1. проверки первичных бухгалтерских документов (счетов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и т. д.);
    2. проверки правильности и своевременности исчисления налогов;
    3. выявления виновных в нарушениях;
    4. передачи дел о налоговых нарушениях в судебные органы.

    Хотите знать больше об экономике и происходящих в ней процессах? Читайте наш блог и начинайте мыслить масштабно!

    Классификация налогов

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий.

    Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

    Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

    Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

    Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления:

    Уровень установления Налоги
    Федеральные
    • Налог на добавленную стоимость;
    • Акцизы;
    • Налог на доходы физических лиц;
    • Налог на прибыль организаций;
    • Налог на добычу полезных ископаемых;
    • Водный налог;
    • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    • Государственная пошлина.
    Региональные
    • Налог на имущество организаций;
    • Транспортный налог;
    • Налог на игорный бизнес.
    Местные
    • Земельный налог;
    • Налог на имущество физических лиц.

    При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

    В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения.

    К прямым налогам относятся:

    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;
    • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

    Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель.

    К косвенным налогам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • таможенные пошлины и др.

    Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

    Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

    Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

    К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

    В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

    • транспортный налог;
    • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

    В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

    • твердыми;
    • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

    В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

    • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
    • относимые на издержки обращения и затраты производства;
    • относимые на финансовые результаты;
    • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

    В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

    Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

    Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

    Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

    Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения:

    Субъект налогообложения Налоги
    Налоги, уплачиваемые юридическими лицами
    • Налог на прибыль;
    • Налог на имущество организаций.
    Налоги, уплачиваемые физическими лицами
    • Налог на доходы физических лиц;
    • Налог на имущество физических лиц.
    Смешанные налоги
    • Налог на добавленную стоимость;
    • Транспортный налог;
    • Налог на игорный бизнес.

    Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
    • упрощенная система налогообложения;
    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8413 – | 8030 – или читать все.

    188.163.64.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Прямые и косвенные налоги

    Можно по-разному сгруппировать и классифицировать налоги для их определения. Но чаще всего их делят на прямые и косвенные налоги.

    Виды налогов – прямые и косвенные

    Прямые и косвенные налоги – это официальная законодательная классификация. Определения можно найти в Налоговом кодексе России в статье 12.

    Прямыми налогами считаются те, которые налогоплательщики напрямую платят в казну. В общем, это имущественные налоги и платы за прибыль. Эти налоги обязаны платить все, кто владеет объектами налогообложения или получает прибыль. Этот вид – потомок ранней формы налогообложения, классический образец. Характерная особенность прямого налога – сложная схема расчета.

    Косвенные налоги – это налоги на какие-либо товары или услуги. Платить их нужно производителям товаров и поставщикам услуг. Но эти налоговые затраты входят в итоговую стоимость продуктов. В итоге за них платит покупатель, и поэтому является косвенным плательщиком.

    Косвенные налоги необходимы государству для управления внутренней экономикой, для влияния на покупателей. С помощью них можно регулировать спрос населения и в целом влиять на потребление. Также можно равномерно разделять налоговую нагрузку по всей территории страны. Косвенные налоги не так эмоционально воспринимаются людьми, поэтому они улучшают общую картину налоговой нагрузки. И самое главное – это быстрый способ закрывать дырки в бюджете, потому что средства поступают сразу после сделок и актов купли-продажи.

    В разных странах по-разному формируется соотношение этих двух видов налогообложения. В США, Австралии, Великобритании прямые налоги преобладают. Но подоходный налог в этом случае довольно велик.

    Существует евроконтинентальная модель, применяемая, например, в Германии. Тут население делает большие социальные взносы, а прямые налоги находятся в меньшинстве. Кроме Германии, такая налоговая модель распространена в Бельгии, Австрии и Франции.

    В Латинской Америке государство пополняет бюджет за счет косвенных налогов, потому что в странах очень высокая инфляция.

    В России превалируют косвенные доходы. Казна практически на 70 процентов пополняется за счет них. Однако есть тенденция движения к смешанной модели, чтобы чаша весов так значительно не склонялась в одну сторону.

    Нельзя сказать, какая модель хороша, а какая – плоха. Гармоничное соотношение зависит от особенностей экономического развития стран.

    Прямые налоги

    Прямые налоги более честные с точки зрения рядового гражданина. Однако их сложнее собирать и высчитывать. Но в отношениях между государством и налогоплательщиком нет третьих лиц, как в случае с косвенными налогами.

    Примеры основных разновидностей прямых налогов мы указали в таблице.

    Налог на доходы населения. Платить должны, в том числе, и иностранные граждане. Вносить деньги нужно в конце года. Диапазон ставки: от 12 до 45 процентов. Социальные выплаты (пенсии, пособия и т.д.) налогом не облагаются.

    Физические лица платят подоходный налог из полученных доходов, а юридические лица платят налог на прибыль предприятия. Диапазон ставки: от 15 процентов (прибыль от дивидендов) до 35 процентов.

    Это налог на земельные участки, на недвижимость, наследство – на любое имущество. Часто люди путаются: налог на имущество – прямой или косвенный? Ответ – это самый характерный пример прямого налога.

    Деньги, которые работодатель высчитывает в пользу социальных фондов (например, пенсионного).

    Косвенные налоги

    Многие люди считают, что они платят в основном только подоходный налог, если имеют один официальный источник доходов. Но не все так просто. Каждый день, расплачиваясь в магазине, покупатель становится клиентом магазина, а заодно и налоговой.

    Разновидности косвенных налогов:

    • налог на добавленную стоимость. Налог платится производителем на всех стадиях производства. Однако все эти затраты включаются в итоговую стоимость продукции. И заплатить за данный налог придется покупателю. НДС существует не так долго, как другие налоги. Его ввели во Франции в середине прошлого столетия, а затем все европейские государства переняли инициативу французов.
    • индивидуальный налог, или акцизы. НДС нужно платить всем производителям, этот налог не зависит от вида деятельности. Акцизы вводятся в основном на очень популярные товары, на сверхприбыль. Рядовому человеку от этого легче не становится. Акцизы тоже входят в стоимость товара. Причем в России акцизами облагаются не только товары внутреннего рынка, но и импортные.
    • выплаты за государственные услуги. Имеется в виду плата за получение лицензии в налоговой государственного образца. Или выплаты за оформление других необходимых для работы документов.
    • таможенные пошлины – налоги на внешнюю торговлю.

    Главный плюс косвенных налогов с точки зрения государства – это относительная легкость их сборов и меньший процент уклонения от налогов. Действительно, производителю нет смысла уклоняться от уплаты. А покупателю придется поневоле стать плательщиком. Причем потребителям будет сложно судить о том, сколько налогов они по-настоящему платят.

    Налог

    Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

    Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

    Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

    В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

    Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

    Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

    Элементы налога

    Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

    Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

    К элементам налога относятся:

    срок уплаты налога.

    Виды налогов

    Все налоги подразделяются на несколько видов:

    Прямые и косвенные налоги

    Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

    Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

    К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

    Аккордные и подоходные налоги

    Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

    Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

    Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

    Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

    Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

    Подоходные налоги сами делятся на три типа:

    Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

    Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

    Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

    Основные функции налогов

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

    Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

    Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

    Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    Налоговая нагрузка

    Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

    Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

    Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

    Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

    Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

    владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

    пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

    Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

    «Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

    Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Виды налогов

    Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами власти с юридических или физических лиц, с целью финансирования деятельности государства или муниципальных образований. Выполняют одновременно несколько функций: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную.

    В зависимости от методов расчета и форм оплаты, различают такие виды налогов:
    – прямые и косвенные;
    – аккордные и подоходные;
    – прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

    Виды налогов предпринимательской деятельности

    Юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность, платят такие виды налогов:
    – налог на добавленную стоимость – НДС;
    – акцизы на некоторые виды товаров и услуг;
    – налог на прибыль предприятий;
    – налог на доходы от капитала;
    – государственные пошлины;
    – таможенные пошлина и сборы;
    – налоги и сборы за право добычи полезных ископаемых или право пользования природными ресурсами;
    – экологический налог;
    – лицензионные сборы;
    – налог на имущество организаций;
    – дорожный налог;
    – транспортный налог;
    – налог с продаж.
    – налог на игорный бизнес.
    – земельный налог.
    – налог на рекламу.

    Виды налогов физических лиц

    Физические лица должны платить такие виды налогов:
    – налог на доходы физических лиц;
    – пенсионные социальные вычеты;
    – имущественные вычеты;
    – таможенные пошлина и сборы;
    – налог на недвижимость;
    – земельный налог;
    – транспортный налог;
    – налог на имущество физических лиц.
    – налог на наследование или дарение.

    Некоторые категории граждан (инвалиды, участники Великой Отечественной войны, пенсионеры и другие) имеют льготы по уплате отдельных налогов и даже могут полностью освобождаться от выплат. Исчисление налогов производят налоговые органы, отправляющие налогоплательщикам платежные извещения ежегодно в срок до 1 августа.

    Классификация налогов

    Налогоплательщики РФ обязаны платить различные типы налогов. Существует несколько категорий таких платежей:
    1. С точки зрения бухгалтерского учета налоги подразделяются на:
    – относимые на издержки производства и обращения;
    – включаемые в продажную цену товаров, работ и услуг;
    – относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);
    – налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
    2. В зависимости от уровней органов власти, взимающих платежи, различают такие виды налогов:
    – федеральные;
    – региональные;
    – местные.

    Отдельные виды налогов

    Отдельные виды налогов касаются большинства физических и юридических лиц. Среди основных можно выделить:
    – налог на доходы физических лиц. В налогооблагаемую базу входят все доходы налогоплательщика, получаемые в любой форме – денежной или натуральной. Ставка налога составляет 13%. Для отдельных видов доходов применяется ставка 35% (выигрыши, страховые выплаты и другие) или 30% (дивиденды, доходы нерезидентов РФ). Некоторые виды доходов не подлежат обложению этим налогом (пенсии, алименты, материальная помощь и прочие).
    – налог на добавленную стоимость. Плательщики НДС – предприятия и организации всех форм собственности, имеющие статус юридического лица, и индивидуальные предприниматели, занимающиеся деятельностью без образования юридического лица, при условии получения дохода более 1 млн. руб. в год. Существует законодательно утвержденный перечень продукции и услуг, освобождаемых от налога. Размер налога – 20% от стоимости товаров и услуг.

    Совет от Сравни.ру: В налоговое законодательство часто вносятся изменения, поправки, дополнения. Для своевременной и точной уплаты налогов, грамотного составления налоговой декларации, оптимизации выплачиваемых сумм, стоит обратиться за консультацией к опытному юристу.

    Что такое налог, кто и в каком размере должен его оплачивать?

    В современных государствах налог – это способ пополнения казны. Закон обязывает всех граждан производить отчисления в бюджет. Денежные средства идут на реализацию выбранных государством целей и исполнение обязательств перед гражданами. Однако далеко не все лица представляют, что такое налог.

    Доктринальное определение налога

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    • Обратиться за консультацией через форму.
    • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
    • Позвонить:
      • Московская область: +7 (499) 938-42-57
      • Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98
      • Федеральный номер: +7 (800) 350-83-26

    Налог – обязательный платёж в пользу государства. Он взимается принудительно. Получением денежных средств занимаются органы государства различных уровней. Вносить средства в бюджет обязаны юридические и физические лица. Процедура выполняется для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

    Не стоит путать налоги с пошлинами. Платежи, входящие в первую категорию, являются безвозмездными. Их альтернативой выступают пошлины, которые представляют собой условия для вступления в определенные юридические правоотношения. Производить платежи в казну государства необходимо с соблюдением норм действующего законодательства. В современных странах присутствует система налогообложения. Она состоит из методов установления платежей в казну, особенностей их корректировки, отмены и взимания.

    Некоторые категории граждан могут рассчитывать на льготы. Список налогов фиксируется в действующем законодательстве РФ. Органы власти не могут вводить дополнительные сборы, если это не предусмотрено действующим законодательством. Аналогичные правила действуют и в отношении установленных ставок.

    Каждый официальный налог состоит из определенных элементов. От них зависят принципы построения отчислений в казну государства и выполнения процедуры погашения. Налог состоит из следующих элементов:

    • базы и единицы обложения;
    • объекты и налогоплательщики;
    • льготы и срок, в течение которого необходимо произвести отчисления в казну государства;
    • источник поступления средств в казну государства и порядок их внесения.

    Не все отчисления в казну государства считаются налогами. Платёж должен иметь ряд признаков.

    Признак Пояснение
    Обязательный характер Вносить денежные средства в казну государства обязан каждый гражданин. Действующие положения закреплены в Конституции РФ. Сумма не считается благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе самостоятельно решать, хочет ли он производить отчисления.
    Платёж имеет нецелевой характер Налог выступает основной частью доходов государства и муниципальных образований. Деньги требуются для реализации внутренней и внешней политики, а также обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан.
    Отчисление осуществляется безвозмездно Налог не влечет за собой возникновения встречной обязанности у государства. Получив деньги, оно не должно совершить определенные действия в отношении налогоплательщика. Человек не получает какую-либо материальную выгоду. Однако он имеет право использовать социально-культурные блага, которые могут существовать лишь благодаря налогам.
    Отчисление производится только при помощи денежных средств Материальные взносы не принимаются. Платёж можно осуществить наличными или перевести в безналичной форме. Расчёт производится в валюте РФ.

    В РФ осуществляется налоговый учёт. Он бывает для организаций или физических лиц. Выполнением процедуры занимаются специализированные органы. Они контролируют процесс отчислений в бюджет государства. Если установленный порядок нарушен, лицо привлекут к ответственности.

    Виды налога

    Виды налогов существенно различаются друг от друга. Они могут взиматься непосредственно с гражданина, закладываться в стоимость продукции, зависеть от полученной прибыли или списываться с определённой категории плательщиков.

    Прямой налог

    Разновидность отчисления взимается с имущества, находящегося в собственности гражданина, или с полученного дохода. Примером выступает налог на прибыль. Его обязаны вносить компании, банки и учреждения. В РФ прямой налог применяется с 1995 года. Фирма обязана предоставить в пользу государства 20% от полученной прибыли.

    Налогообложению подлежат и обыватели. Однако они обязаны вносить прямые налоги, если имеют в собственности движимое имущество, входящее в определенную категорию. Это транспортное средство. Отчисления взимается с автомобилей, моторных лодок, самолётов и прочих разновидностей средств передвижения.

    Размер отчислений в бюджет устанавливают субъекты РФ. Всё это приводит к тому, что показатель может существенно различаться в зависимости от места проживания гражданина. Оплату необходимо производить единожды в год. Если деньги не предоставлены своевременно, происходит начисление пени. В результате размер выплаты существенно повышается. Поэтому эксперты советуют не затягивать с ее произведением.

    Косвенный налог

    Разновидность платежа включается в стоимость товара, представляя своеобразную надбавку к его цене. В результате гражданин производит отчисления в бюджет, не догадываясь об этом. Показатель напрямую зависит от полученного дохода организации. В свою очередь косвенные налоги делятся сразу на несколько разновидностей. Это могут быть акцизы, таможенные пошлины и прочие отчисления в казну государства.

    Подоходный налог

    Показатель напрямую зависит от прибыли, полученной гражданином. В свою очередь платеж представляет собой разновидность прямого налога. Подоходные отчисление в казну государства бывают:

    • пропорциональная;
    • прогрессивная;
    • регрессивная.

    Важно! Размер ставки закреплен в действующем законодательстве. В РФ показатель составляет 13%. Однако в других государствах сумма налога может быть больше или меньше. Лица обязаны предоставлять платежи с любой полученной прибыли. Денежные средства, которыми удалось обзавестись в результате выигрыша в лотерее, также подлежат налогообложению.

    Аккордный налог

    Разновидность отчисления в казну государства не зависит от того, какое количество денежных средств лицо смогло получить. Произведённые покупки также не влияют на показатель.

    Основные функции налогов

    При помощи налогов удается реализовать сразу четыре функции:

    1. Регулирующая. Позволяет решить те или иные задачи, которые необходимо достичь в процессе ведения экономической политики государства. Отчисления в бюджет стимулируют, или тормозят развитие экономики. В первом случае осуществляется поддержка ряда экономических процессов. Добиться цели удаётся с помощью льгот. Ряд граждан могут быть освобождены от налогообложения. В современной системе присутствует большое количество льгот. Обычно они предоставляются незащищенным слоям населения и малому бизнесу. Стимулирующая функция обладает противоположным эффектом. Она препятствует выполнению каких-либо экономических процессов. Если речь идет о производственной функции, выполняется восстановление ресурсов. Примером подобного выступают платежи, направляемые на воспроизводство сырьевой базы.
    2. Фискальная. Эта функция считается основной. Она появилась еще во времена зарождения налогообложения. С ее помощью удаётся формировать бюджет. Реализация функции производится с помощью санкций и налогового контроля. В результате удаётся добиться стабильности сборов. Чтобы государству было проще реализовывать функцию, создаются отдельные организации, в обязанности которых входит осуществление процедуры.
    3. Контрольная. С ее помощью государство добивается своевременного внесения средств в бюджет. Дополнительно осуществляется анализ выполненных перечислений и их сопоставление с суммами, необходимыми для реализации поставленных целей.
    4. Распределительная. Иногда ее называют социальной. Суть функции состоит в перераспределении полученных доходов. Средства, которые были перечислены в казну государства в качестве налогов, предоставляются слабым и социально незащищенным категориям граждан.

    Налоговая нагрузка, налоговое бремя

    Налоговая нагрузка нередко измеряется в виде доли отчислений в пользу государства ВВП. Уровень показателя меняется в зависимости от государства. Периодически информация публикуется. Сбором данных занимается организация экономического сотрудничества и развития. Однако учреждение приводит данные лишь о странах, которые входят в её состав. Налоговая нагрузка варьируется от 23,7% до 82% от ВВП. Наименьший показатель наблюдается в Турции. Выше всего обозначение параметра в России.

    Отдельно выделяют понятие фактической налоговой нагрузки на экономику. Она представляет собой количество платежей государству, которые были осуществлены за определённый период. Статисты определяют разницу между фактической и номинальной нагрузкой. Показатель позволяет понять, насколько сильно физические и юридические лица уклоняются от налогового бремени. Чем выше показатель, тем большее количество лиц уклоняется от платежей.

    Присутствуют и другие варианты понятий, связанных с показателем. Так, существует налоговая нагрузка на компанию. Она представляет собой платежи, которые фирма осуществила в пользу государства, в соотношении к сумме полученного дохода. В роли реального плательщика отчислений в пользу государства выступают лица, владеющие имуществом, облагаемым налогом, или граждане и учреждения, использующие его. В первом случае потребность внесения суммы бюджет возникает из-за самого факта наличия объекта. Человек может не использовать его. Однако это не избавит лицо от потребности выполнения процедуры. Во второй ситуации потребность в отчислениях платежей появляется лишь в случае, если компания использует объект налогообложения.

    В России применяется показатель налоговой нагрузки. Он позволяет проанализировать уровень отчислений, которые вносят хозяйственные субъекты в пользу государства. Процедура выполняется для контроля уровня выплат и определения лиц, уклоняющихся от платежей. Расчет налога осуществляется по формуле. Она представляет собой соотношение уплаченных платежей и оборота. Во внимание принимаются данные местных подразделений ФНС и Росстата. Ежегодно устанавливаются предельные значения показателя. Оно напрямую зависит от отрасли народного хозяйства.

    Влияние налогов на экономику

    Причины потребности в установке налогов могут существенно различаться. С помощью манипуляции государство выполняет перераспределение доходов населения и устраняет ряд экономических эффектов. Причём воздействие производится как на микро, так и на макроэкономических уровнях.

    Во второй ситуации отчисления в пользу государства дают возможность регулировать совокупный спрос и предложение. Чтобы повысить их, достаточно снизить налоговое бремя. Это предоставит домохозяйствам больше дохода для потребления. В результате его уровень повысится. Это в свою очередь повлечет рост совокупного спроса.

    Государство применяет метод, чтобы стимулировать развитие экономики. Обычно процедура используется, если присутствует необходимость вывести государство из экономического цикла. Альтернативой процедуры выступает сдерживающая политика. Она осуществляется для устранения так называемого перегрева. Чтобы выполнить процедуру, представители уполномоченных органов начинают повышать процент отчислений в пользу государства.

    Это интересно! Столкнувшись с подобным явлением, производители начинают сокращать предложение. Дело в том, что налоги влекут за собой возникновение дополнительных издержек. Это отражается на совокупном предложении, снижая его.

    Если оценка производства показателя производится с точки зрения финансового менеджмента, налоговое бремя бывает прямым и косвенным. В первом случае формирование осуществляется на уровне расходов. Их исчислением занимается действующий субъект. Если допустить возможность включения в сумму расходов на погашение платежей по заемным средствам, это стимулирует развитие организаций, которые используют агрессивную финансовую стратегию. Фирмы, придерживающиеся консервативных методов, будут вытеснены с рынка. Снижение процентов изменит ситуацию в противоположную сторону. Компания, применяющая агрессивную стратегию, обанкротится, а использующая консервативные методы начнет развиваться.

    Консервативное влияние осуществляется с помощью повышения или снижения нагрузки на поставщиков капитала. Если повысить налог, стоимость займов увеличится. В результате осуществляется сдерживание агрессивных учреждений. Если нагрузку снизить, стоимость капитала снизится. Компании с агрессивной стратегией начнут развиваться.

    Заключение

    Налоги выступают одним из способов получения дохода для государства. Они позволяют влиять на развитие экономики и бизнеса. Сегодня существует большое количество разновидностей платежей. Формы налогов в 2019 году также могут существенно различаться.

    Юрист коллегии правовой защиты. Бухгалтер и эксперт по налогам и аудиту с более чем 10-летним стажем.

    § 49. Налоги с физических лиц

    § 49. Налоги с физических лиц

    Физическое лицо в налоговом праве – это человек, обладающий налоговой дееспособностью, т. е. способностью своими действиями приобретать объект налогообложения (получать доходы от трудовой деятельности, принять в наследство дом, автомашину и т. д.).

    Статус физического лица имеют:

    • работники, получающие доход в форме заработной платы, гонорара;

    • индивидуальные предприниматели, получающие доход от предпринимательской деятельности без привлечения наемного труда;

    • собственники недвижимого имущества;

    • наследники (правопреемники) произведений науки, литературы, искусства, за которые они получают вознаграждение.

    Налоги с населения – обязательные сборы, взимаемые государством с граждан в целях покрытия общегосударственных и местных (муниципальных) расходов. В настоящее время с населения взимаются: на федеральном уровне – налог на доходы физических лиц, при необходимости государственная пошлина, таможенный сбор; на региональном – транспортный налог; на местном – земельный и на имущество. Местные сборы устанавливаются органами местного самоуправления в пределах их компетенции и направляются на финансирование нужд местного хозяйства.

    Сегодня подоходный налог с точки зрения числа налогоплательщиков и по сумме поступлений можно рассматривать как массовый налог, более половины поступлений от которого приходится на налогоплательщиков, получающих заработную плату или жалованье.

    Ф. Ноймарк, экономист

    Налог на доходы физических лиц взимается на основании второй части Налогового кодекса РФ. Основой для его исчисления является сумма общего (совокупного) дохода из всех источников в истекшем календарном году. Заработок за каждый следующий месяц определяется нарастающим итогом с начала года. Из дохода вычитается по одному необлагаемому минимуму заработной платы на самого налогоплательщика и на каждого иждивенца. Облагаемым доходом считается разность между налоговым доходом и документально подтвержденными расходами.

    Закон не освобождает какие-либо категории граждан от уплаты налогов, но предоставляет, как уже было отмечено ранее, определенные льготы участникам военных действий, инвалидам и некоторым другим гражданам.

    В Налоговом кодексе РФ учитывается, что некоторые из этих заслуженных пенсионеров могут работать или получать иной доход, например от коммерческой деятельности. Для тех из них, кто так или иначе трудится, кодекс предусматривает льготы в виде налоговых вычетов. Например, из доходов (зарплат) инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены при подсчете налогов ежемесячные налоговые вычеты в размере 3000 руб. Следовательно, на 3000 руб. сокращается налогооблагаемая база и уменьшаются налоги. У участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, Героев России ежемесячные вычеты составляют 500 руб. Это значит, что и данные лица будут платить значительно меньше налогов, чем обычные налогоплательщики.

    Налоги с физических лиц взимаются, если ими получены доходы от соответствующих законодательству источников в Российской Федерации или за ее пределами. Не может, например, возникнуть вопрос о необходимости уплаты налога с дохода, полученного от наркоторговли или продажи краденого. Этими «доходами» и теми, кто их получает, занимаются правоохранительные органы.

    Налоговый кодекс относит к доходам от источников в Российской Федерации:

    • дивиденды и проценты;

    • страховые выплаты при наступлении страхового случая;

    • доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;

    • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;

    • доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, прав требования к организации, иного имущества;

    • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия;

    • доходы, полученные от использования любых транспортных средств и др.

    Не подлежат налогообложению следующие виды доходов:

    • государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за больным ребенком);

    • все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия, оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения и т. д. для спортсменов, увольнением работников, гибелью военнослужащих и др.

    С трудовых доходов установлена единая ставка13 %. Но в отношении пассивных доходов: а) выигрышей и призов, по вкладам в банках (в части, превышающей установленные размеры) – 35 %; б) в отношении дивидендов, процентов по облигациям – 9 %.

    Некоторым налогоплательщикам (предпринимателям без образования юридического лица, частным нотариусам и др.) необходимо ежегодно представлять в налоговые инспекции по месту жительства налоговые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    В соответствии с Указом Президента РФ все лица, замещающие государственные должности РФ и государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах и принадлежащем им имуществе. Они заполняют декларацию, в которой два раздела: сведения о всех видах доходов; сведения об имуществе, включая недвижимое имущество (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и др.) и транспортные средства (автомобили, водный транспорт, воздушный транспорт и др.).

    В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (за исключением некоторых, освобождаемых от налогообложения, оговоренных в НК РФ), источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (ст. 229 НК РФ). В настоящее время государство возвращает налогоплательщикам часть налогов, которые они уже уплатили в течение года, если они оплачивали учебу детей в вузах, лечение или при покупке квартиры.

    Чем лучше идут дела у предпринимателей и бюджетников, получающих зарплату из госбюджета, чем богаче они становятся, тем больше налогов получает государство. Чем богаче государство, тем больше у него возможностей содержать мощную армию, сильные органы правопорядка и действенный суд, поощрять предпринимательство, развивать культуру, строить стадионы, бассейны, клубы, помогать социально обездоленным слоям населения.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что такое физическое лицо в налоговом праве? Кто имеет статус физического лица?

    2. Какие основные налоги взимаются в настоящее время с населения в России?

    3. На основе какого закона взимается налог на доходы населения?

    4. Каков порядок исчисления и взимания налога на доходы?

    5. Кто имеет налоговые льготы?

    6. Кто должен ежегодно декларировать свои доходы и каков смысл декларирования доходов?

    7. Что Налоговый кодекс РФ относит к доходам от источников в России?

    8. Какие ставки подоходного налога установлены Налоговым кодексом РФ?

    9. Какие сведения обязаны сообщать о себе лица, замещающие государственные должности?

    Поступления от подоходного налога (сейчас «налог на доходы физических лиц». – Т. Н.) в большей мере зависят от того, что с точки зрения закона следует считать доходом, подлежащим налогообложению. На практике же до сих пор законодательство повсеместно воздерживается от того, чтобы дать понятию «доход» исчерпывающее однозначное толкование… И все-таки в современном подоходном налогообложении в принципе господствует идея, согласно которой все доходы, независимо от источника, из которого они поступают, должны облагаться налогом (Ф. Ноймарк, экономист).

    Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

    Налоговые инспекции пока работают не так, как хотелось бы все увеличивающейся армии налогоплательщиков. Отчасти это объясняется недостаточностью средств, выделяемых государством на их помещения, оборудование, технику, зарплату сотрудников и т. д. Порою оставляет желать лучшего квалификация сотрудников. Среди них попадаются и люди черствые, грубоватые, не осознающие, что прошли времена абсолютного диктата государства над личностью. Поэтому налогоплательщику иногда нужно приложить значительные усилия, чтобы, общаясь с сотрудниками инспекции, сохранить чувство собственного достоинства. Налогоплательщик (кормилец государства) вправе потребовать удобного места для заполнения декларации и подготовки иных документов к сдаче инспектору. Он имеет право сослаться на большие очереди и потребовать обеспечения нормальных условий для выполнения своих обязанностей. Не следует терпеть грубость некоторых инспекторов. В этом случае жалоба в вышестоящие инстанции будет оправданна во всех отношениях. Наконец, уместно требовать от сотрудников налоговой инспекции пунктуального выполнения сроков обработки декларации и других документов, предоставления платежных документов, проверки правильности заполнения декларации и т. д.

    Темы для проектов, рефератов и обсуждения

    1. С какого возраста человек становится налогоплательщиком?

    2. Почему налогоплательщики делятся на физические и юридические лица?

    Источники:
    http://studopedia.ru/5_68227_klassifikatsiya-nalogov.html
    http://bankiros.ru/wiki/term/pramye-i-kosvennye-nalogi
    http://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalog.html
    http://www.sravni.ru/enciklopediya/info/vidy-nalogov/
    http://viplawyer.ru/nalog/
    http://law.wikireading.ru/54782
    http://viplawyer.ru/nalog-na-imushhestvo/

    Бесплатная консультация юриста по телефону:

    Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

    СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

    Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

    Ссылка на основную публикацию