Что делать после ДТП: понятие, определение, обязанности участков аварии, вызов ДПС и оказание первой помощи

Первая помощь при ДТП: спасти жизнь

Вы когда-нибудь думали, как будете выглядеть в момент смерти? Что? Смутно представляете дряхлого старика или старушку в постели у тумбочки с лекарствами? Увы, все может быть гораздо страшнее

Может сложиться так, что в этот момент вы будете выглядеть красиво, молодо, в хорошем пиджаке или платье. А может, и не очень красиво, например, без нижней челюсти, с раздробленным черепом, со сшитым криво скальпом. И будут вас хоронить в закрытом гробу, быстро и без лишнего пафоса.

Хотя я уверен — нет, у вас нет таких извращенных фантазий, как у меня. А у меня есть, поскольку я насмотрелся на людей, которых привозят после автодорожной аварии. Я, уже стоя на остановке могу представить непристегнутого водилу в момент, когда машина валится на бок в обрыв, а он вытряхивается в окно, и вся полуторатонная махина давит его, выпуская кишки. Я и такое видел.

И все из-за того, что некоторые так до сих пор и не поняли, что машина — это не взрослая игрушка, а средство повышенной опасности.

Так как же уберечься от дорожно-транспортных происшествий? Во-первых, правила дорожного движения — та библия, которая убережет ваше здоровье и здоровье ваших близких. Главное, что нужно сделать, пристегнуть ремни безопасности. И уж тем более, если вы хорошие родители, то пристегните ребенка в машине! Конечно, нужно соблюдать скоростной режим. А еще однажды мой друг, полицейский, сказал: «Володь, помни — на дороге все дураки! У любого человека бывают периоды, когда его клинит, когда он невнимательный, когда он путает педали газа и тормоза. Поэтому никогда не отвлекайся от происходящего на дороге и всегда будь готов среагировать на неадекватные действия очередного дурака».

А что делать, если вы увидели автодорожную аварию, — обязаны ли вы помогать? Обязаны! За неоказание помощи и оставление в опасности существует уголовная ответственность. И даже если уголовный кодекс вам не указ, просто будьте людьми, остановитесь, узнайте — нужна ли помощь. Как вы можете помочь?

Порядок оказания помощи при ДТП

1. Первое, что необходимо сделать, — обеспечить безопасность пострадавшим и спасателям. Обязательно установите знак аварийной остановки и световую сигнализацию. Знак ставят на расстоянии не менее 15 метров в населенных пунктах и 30 метров вне.

Нередко пострадавшие в шоке вылетают под колеса проезжающих автомобилей, в надежде, что те остановятся. А бывают случаи, когда самих спасателей ночью сбивает машина.

2. Второе — вызвать спасателей: 0911 либо 112, бригаду скорой помощи — 03 (с мобильного: 003 или 030).

Во время переговоров необходимо кратко описать ситуацию, количество, пол, примерный возраст пострадавших, видимые повреждения и место аварии. Оставьте свои координаты, чтобы позже знали, кому вручить медаль за помощь, и могли перезвонить для уточнения места аварии.

3. Третье — непосредственная помощь. Она начинается с эвакуации травмированного из автомобиля. Вот тут вы должны помнить вечное правило: НЕ НАВРЕДИ!

Откройте дверь, а если не получается — аккуратно выбейте стекло и отожмите створку. Помогите пострадавшему выбраться. Если его зажало, не выдергивайте! Не получилось — значит, ждите спасателей, у них больше возможностей. В этом случае — обеспечьте пожаро- и электробезопасность автомобиля: отключите зажигание, уберите клеммы с аккумулятора. Пострадавшего укутайте, дайте таблетку анальгина из аптечки.

Если вы один, подхватите за пострадавшего со стороны спины, проведя руки под его подмышками, ухватитесь за предплечья, вытаскивайте пострадавшего так, чтобы его голова лежала у вас на груди (делайте всё спокойно, без суеты, не переусердствуйте). Уложите его на жесткую поверхность, без камней и лишних предметов, под голову положите небольшой валик.

Оцените степень сознания. Если в сознании, спросите о его самочувствии, что беспокоит, не тяжело ли дышать, чувствует ли он конечности. Пусть подвигает руками, ногами.

Дыхание и пульс

Если пострадавший без сознания, определите — дышит ли? Дыхание определяется по ритмичным движениям живота, ухом послушайте движения воздуха у рта. Пощупайте пульс на шее (указательным и средним пальцем начиная от угла нижней челюсти двигайтесь вниз, попадете в ямку, где пульсация наиболее явная. Давить сильно не нужно, не перекрывайте кровоток).

Если есть пульс, но страдает дыхание. Запрокиньте голову назад (нельзя при подозрении на перелом позвоночника!), откройте рот, выдвиньте вперед нижнюю челюсть. Таким образом в подавляющем большинстве случаев облегчится проходимость дыхательных путей. Если во рту есть сгустки крови, слизи, инородные тела, оберните палец чистой тканью и попытайтесь убрать все. Кроме того, в аптечке вы найдете воздуховод. Благодаря ему можно улучшить проходимость дыхательных путей. Когда будете вставлять воздуховод в рот, убедитесь, что этим прибором вы не запрокидываете язык.

Если нет дыхания, но есть пульс, сделайте вдох в пострадавшего, предварительно зажав его нос и наложив повязку на рот. Убедитесь, что во время вдоха поднимается грудная клетка, а пассивный выдох чувствуется по шуму и движению воздуха.

Нет дыхания, нет пульса — медлить и ждать помощи от медиков нельзя! Это состояние называется «клиническая смерть». Вам немедленно нужно проводить комплекс реанимационных мероприятий, о котором я напишу отдельно.

Телесные повреждения

Если дыхание и сердцебиение на данный момент не страдают, пора обратить внимание на кожные покровы. Есть ли признаки внешнего кровотечения? Оно бывает трех видов: капиллярное, венозное и артериальное.

1. Капиллярное кровотечение характерно диффузным пропитыванием тканей темной кровью, оно не интенсивное, не угрожающее. Останавливается простой давящей повязкой (не забудьте обработать рану раствором йода или бриллиантовой зелени).

2. Венозное кровотечение характеризуется постоянным, достаточно интенсивным истечением темной крови. После обработки раны наложите давящую повязку. Кровотечение легко остановить легким сдавлением тканей ниже раны.

3. Артериальное кровотечение интенсивное, пульсирующее алой кровью. Здесь промедление смерти подобно! Как только увидели такую рану, сильно пальцами прижмите сосуд. Если поврежденный сосуд поверхностный, то вам удастся остановить кровотечение, сильно сжав ткани чуть выше раны. Кстати говоря, в этой же аптечке возьмите перчатки, инфекцию еще никто не отменял. Достаньте жгут.
Жгут при артериальном кровотечении накладывают выше раны, с силой обматывая вокруг конечности. Обязательно запишите время установки жгута!

Часто бывает так, что по запаре спасающие забывают, что необходимо через каждые полчаса зимой и не более чем через час летом расслаблять жгут, дать кровотоку временно восстановиться и подпитать ткани, — привозят таких пациентов уже готовых к ампутации конечности.

Во время расслабления жгута применяйте пальцевое прижатие раны.

Нет жгута — применяйте закрутки из ткани (бинт, косынка, мягкая ткань), с фиксацией палочкой. Нельзя делать закрутки из веревок, шнурков.

Раны головы следует обработать антисептиком и наложить повязку. Снятый скальп уложить обратно, как получится, и зафиксировать круговой повязкой.

Проникающее ранение в грудную клетку. При этом во время вдоха больного в плевральную полость с шумом всасывается воздух. Воздух начнет заполнять плевральную полость, сдавливать легкие, сердце, аорту и другие органы, резко нарушая их функцию. Чтобы этого не допустить, нужно немедленно закрыть рану либо герметизирующей тканью из аптечки, либо пакетом, полиэтиленом, лейкопластырем. Фиксировать повязку лучше на выдохе.

Ранение в живот. Таким пациентам легче, когда они приводят колени к туловищу (так их и транспортируйте). Если открытая рана — обработайте из аптечки антисептиком и наложите повязку. Все проникающие инородные тела (ножи, стекла, осколки) оставляем на месте, фиксируем их повязкой, чтоб не нанести большего вреда, и отправляем в больничное учреждение. Хирурги разберутся, что к чему.

Пить, есть пациентам с травмами нельзя, как бы они ни просили! Только врач может дать разрешение на принятие пищи. Это связано с риском анестезии, риском аспирации рвотными массами, при ранах кишечника — истечением содержимого в брюшную полость.

Переломы конечностей. Боль, неестественное положение травмированной конечности, осколки кости в ране говорят о травме кости. Без фиксации такой конечности транспортировать пациента нельзя, поскольку осколками можно повредить окружающие рану ткани.

Используют специальные медицинские шины, но можно обойтись и подручными материалами (лыжи, лыжные палки, доски), в месте соприкосновения с костью под них подкладывают вату или ветошь. Нужно фиксировать не менее двух суставов, дабы конечность была обездвижена полностью. Шину накладывают поверх одежды, после обработки раны. Синюшная, холодная конечность может говорить о избыточном сдавлении тканей бинтом.

При подозрении на перелом шеи — а сейчас уже при любых автоавариях — накладывают воротник на шею. Нет специального — можно соорудить из полотенец. Вообще, пациентов с травмой позвоночника транспортируют на жесткой поверхности, вроде двери, на спине или на животе.

Сегодня я вам изложил базовые знания и умения очень сжато и кратко, но и они вам дадут возможность не растеряться и не навредить пострадавшему, а при правильном выполнении — даже помочь.

Действия после оформления дорожно-транспортного происшествия

Порядок действий после оформления ДТП следует знать любому водителю, вне зависимости от его опыта и уверенности. На дороге риску попасть в аварию подвержен каждый, и от правильности действий водителя, пострадавший он или виновник, зависит получение страховой выплаты.

Что делать виновнику аварии после оформления ДТП?

Действия виновника после оформления ДТП будут несколько отличаться в зависимости от того, есть ли у водителя полис КАСКО в дополнение к ОСАГО или только второе.

Если виновник дорожно-транспортного происшествия имеет только полис ОСАГО, порядок действий будет таким:

  • снять аварию на видео или фото в присутствии пострадавшего: должны быть видны повреждения машин после ДТП, их положение и все, что имеет отношение к происшествию;
  • необходимо записать контактные и паспортные данные пострадавшего (т.е. собственника авто), если есть свидетели – их данные тоже нужны при оформлении;
  • надо обменяться данными полисов ОСАГО, если у пострадавшего есть КАСКО, то его номер и т.д. тоже следует записать;
  • далее обоим участникам аварии нужно оформить извещение о дорожно-транспортном происшествии, виновнику ДТП — проследить, чтобы пострадавший подписался в извещении;
  • виновнику надо узнать, когда будет рассмотрено дело о ДТП, если оно рассматривается на месте сотрудниками полиции, то принять участие, а в случае несогласия с решением – написать «не согласен» под собственной подписью и изложить свой вариант произошедшего (любой результат рассмотрения дела можно оспорить в срок до 10 дней после оформления дорожно-транспортного происшествия);
  • далее необходимо получить протокол административного нарушения, справку об аварии и постановление об административном нарушении, на каждом из документов следует сразу проверить, правильно ли заполнены и все ли подписи на месте;
  • нельзя обещать пострадавшему возместить вред, ни в какой форме – ни на словах, ни письменно, ни прямо или косвенно;
  • виновнику ДТП нужно следить за тем, как идет процесс сбора и предоставления документов пострадавшего для страховщиков;
  • отдельно необходимо сфотографировать все повреждения машины виновника, поскольку вероятны разногласия между сторонами после оформления ДТП;
  • не нужно отказываться от осмотра авто пострадавшего, следует сделать это внимательно и в случае несогласия с экспертами, написать в акте все замечания.

Пострадавший может требовать лично от виновника возместить ущерб в той или иной мере. В таком случае следует предложить ему обратиться в суд, но не удовлетворять его требований.

Если виновник дорожной аварии помимо полиса ОСАГО, имеет КАСКО, то, кроме перечисленного выше, сделать надо следующее:

  • неукоснительно следовать правилам и срокам, указанным в договоре КАСКО;
  • написать заявление о страховой выплате по полису, а после его приема и регистрации сделать копию с датой принятия и подписью сотрудника;
  • узнать номер страхового дела, что в будущем поможет получать сведения о его урегулировании;
  • получить у страховщиков направление на осмотр автомобиля и в указанную дату предъявить его;
  • сделать копии всех документов, которые надо предъявить страховщикам, а лучше получить от сотрудника перечень принятых бумаг с его подписью.

Если выплаты по КАСКО после оформления ДТП не было, либо она не покрывает ремонт, следует обратиться в суд, а кроме того подать жалобу в страховой надзор.

Что делать после оформления дорожно-транспортного происшествия пострадавшему?

В первую очередь после оформления ДТП пострадавшему нужно созвониться со страховщиками виновника, чтобы они зарегистрировали страховой случай. Необходимо рассказать все, что известно об аварии, если потребуется – ответить на вопросы.

Не позже чем через 5 дней после оформления, пострадавшему стоит приехать к страховщикам для написания заявления. Сотрудники могут предложить провести осмотр машины, на это нужно согласиться, а в случае значительных повреждений – пригласить своего эксперта. На осмотре и при составлении акта обязательно должен быть виновник: это понадобится, если по выплате придется обращаться в суд.

Каждый предъявленный страховщикам документ нужно копировать для себя, причем так, чтобы видны были отметки о принятии. Обязательно учесть дату принятия на последнем документе, поскольку с нее начинается отсчет тех 20 дней, в течение которых выплата должна быть произведена. С первого дня задержки начисляется неустойка.

Страховая выплата может не покрыть ремонт, поскольку расчет суммы делается из учета, указанных в акте, повреждений авто и приблизительной цены на их починку. В этом случае надо принять выплату, отремонтировать машину, сохраняя наряды, чеки и акты приемки работ. А с этими документами обратиться к страховщикам виновника аварии.

Если во время ремонта обнаружатся скрытые дефекты последствий ДТП, что бывает часто, следует провести дополнительный осмотр, вызвав представителя страховой компании и виновника аварии.

Если у пострадавшего дорожно-транспортного происшествия имеется КАСКО, то ему понадобится:

Что делать после заполнения европротокола?

Европротокол оформляется после ДТП, когда участники решают урегулировать произошедшее между собой, без ГИБДД. Они сами определяют, кто виновник, у обоих есть ОСАГО и извещения на руках, жертв аварии нет, и повреждены только обе машины самих участников.

Когда ущерб невиновному водителю не превышает 100000р, допустимо составление Европротокола при наличии разногласий. В случае размера убытков от аварии от 100000 руб. до 400000 руб. допустимо составление Европротокола только при отсутствии разногласий и с помощью специального приложения «ДТП.Европротокол».

После заполнения Европротокола, обоим участникам необходимо доставить своим страховщикам извещения не позднее 5 дней после аварии. Это можно сделать почтой, но лучше лично: приехать в офис, взять подтверждающий получение бланка документ, на котором должна быть печать, не забыть сделать копию извещения для себя.

Если бланк Европротокола отправляется почтой, то делается это исключительно заказным письмом с уведомлением о получении, и должна быть опись вложенных документов. А вместе с письмом копию извещения о ДТП надо отправить страховщику с помощью факса. Опись и уведомление о получении письма следует сохранить.

После этого участники аварии должны получить письмо, в котором будет требование о направлении их машин на осмотр. И не позже чем через 5 дней с даты получения письма, им нужно это сделать. Однако законным такое требование считается лишь в том случае, когда оно именно письменное, устное удовлетворять ни один из участников не обязан.

Заполнение оборотной стороны извещения

Прежде, чем приступить к самостоятельному заполнению извещения после оформления ДТП, надо учесть, что:

  • писать лучше шариковой ручкой, ведь чернила или гелиевая размажутся от малейшего попадания влаги, а карандаш можно стереть и подделать запись;
  • оба участника аварии должны заполнять один бланк извещения, и не имеет значения, кто из них его предоставит.

Оборотную сторону, водители заполняют самостоятельно. Тут потребуется указать дополнительную информацию о самой аварии и машинах участников.

Если места на бланке окажется недостаточно, можно дописать сведения на чистом листе бумаги, который потом приложить к извещению. При этом обязательно нужно сделать на оборотной стороне пометку о том, что есть приложение, и указать, кто его составил.

Если у водителя есть запись ДТП с видеорегистратора, об этом необходимо сделать пометку в извещении, а также отдать копию записи страховщикам. Она может быть доказательством правоты конкретного участника после дорожно-транспортного происшествия.

Пометки в ячейках надо делать с помощью галочки или крестика. В графах, где сведений нет, стоит ставить либо прочерк, либо латинскую букву Z, либо слово «нет».

Обращение в страховую компанию по ОСАГО после оформления ДТП

Чтобы подать заявление в страховую компанию по ОСАГО после оформления дорожно-транспортного происшествия, необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • справка об аварии, если она оформлялась не по Европротоколу;
  • извещение о происшествии;
  • протокол административного нарушения;
  • бумага о праве собственности на машину;
  • постановление по делу об административном нарушении;
  • водительское удостоверение или доверенность на машину;
  • реквизиты банка;
  • полис ОСАГО.

Также водителю могут понадобиться документы следующего порядка:

  • если была независимая экспертиза, потребуется ее заключение о размере ущерба;
  • бумаги, подтверждающие оплату работы независимого эксперта;
  • если машину эвакуировали, нужны документы об эвакуации и о хранении.

При сдаче бумаг необходимо оставлять себе копию каждой. Кроме того, их должны обязательно принимать по описи.

Если между страховщиком и водителем возникнут разногласия на почве исполнения обязательств, водитель может направить жалобу в страховую компанию. При этом к ней надо приложить аргументирующие документы. Жалобу обязаны рассмотреть не позднее чем через 5 дней после подачи, и в этот же срок ответить на нее. Без предъявления претензии страховщику и оформленного документа, подтверждающего это, суд не будет рассматривать иск водителя.

Получение выплаты по ОСАГО

Если аварию признают страховым случаем, после оформления ДТП потерпевший на выбор сможет либо получить выплату деньгами в кассе компании или на свой банковский счет. Если полис ОСАГО оформлен после введения поправки в закон об обязательном гражданском страховании апреля 2017 года, водителю предложат сделать ремонт машины в том техобслуживании, с которым у страховщиков договор.

Виновник после оформления дорожно-транспортного происшествия не получает выплат, его машина, прицеп, груз или оборудование, что пострадали в аварии, не ремонтируются по ОСАГО.

Максимальные суммы выплат по ОСАГО, согласно закону, следующие:

  • при повреждении имущества лимит – 400000р. каждому потерпевшему;
  • при нанесении вреда здоровью или жизни – 500000р. каждому потерпевшему.

Эти лимиты действительны для каждого страхового случая, вне зависимости от количества аварий на период действия полиса и от того, в какую из страховых компаний обратился потерпевший.

Нюансы действий водителя после оформления ДТП

Нюансов в правильном алгоритме действий для каждого случая оформления ДТП множество, а порой даже сами представители страховых компаний могут давать противоречивые консультации. Учесть и перечислить все невозможно, но самые основные будут такими:

  • обязательно заполнять оборотную сторону извещения при Европротоколе разборчиво, лучше – печатными буквами и без исправлений или ошибок, потому что при неверном заполнении могут отказать в выплате;
  • ни потерпевший, ни виновник не должны сами браться за ремонт машин, пока с даты аварии не пройдет 15 дней, исключая выходные и праздники, — этот срок нужен, чтобы страховщики могли осмотреть авто;
  • после того как бланки извещения подписаны и разъединены, никаких исправлений в них вносить нельзя;
  • если потерпевший взял у страховщика направление на ремонт машины, ему нельзя самому выбирать станцию техобслуживания, нельзя контролировать ход ремонта;
  • если потерпевший получает денежную компенсацию по ОСАГО, ему не стоит начинать чинить авто, пока он не получит выплаты, поскольку если ее задержат и придется обращаться в суд, может потребоваться еще один техосмотр.

И, кроме того, виновнику ДТП надо помнить, что исковая давность по этим делам – 3 года, в течение которых ему необходимо хранить все материалы после оформления ДТП.

Что делать после ДТП: понятие, определение, обязанности участков аварии, вызов ДПС и оказание первой помощи

В статье рассмотрим, что делать после ДТП. С таким вопросом сталкивается практически каждый автовладелец, который становится участником аварии.

Под дорожно-транспортным происшествием понимается как столкновение транспортных средств, так и ряд других ситуаций, то есть этот термин шире. Зная точный список инцидентов, которые относятся к авариям, человек сможет реагировать на них правильно, что принципиально важно для верного решения проблемы.

Что делать после оформления ДТП, интересно многим.

Определение понятия

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Московская область: +7 (499) 938-42-57
    • Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98
    • Федеральный номер: +7 (800) 350-83-26

Под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, которое возникло в процессе движения транспортного средства по дороге и с его участием, когда оказались ранены или погибли люди, были нанесены повреждения автомобилям, грузам, сооружениям или причинен прочий материальный ущерб.

В такое понятие входит несколько условий, которые должны одновременно выполняться:

  • происшествие случилось в процессе движения транспортного средства;
  • автомобиль непосредственно участвовал в этой ситуации;
  • имеется ущерб (здоровью или жизни людей либо материальный).

Когда не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, то нельзя говорить, что случилось дорожно-транспортное происшествие.

Последовательность действий после ДТП

На законодательном уровне предусматривается установленная последовательность действий, предпринимаемых участниками происшествия. То, что обязаны в первую очередь сделать водители, которые причастны к ДТП, перечисляется на официальном сайте ГИБДД:

  1. Авто нужно остановить.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Поставить знак остановки из-за аварии (для населенного пункта на расстоянии пятнадцати метров, вне его – тридцать метров).
  4. Объекты, относящиеся к аварии, не передвигать.
  5. Установить, есть ли потерпевшие и сколько их.
  6. Потом нужно определить, свободна ли дорога для движения прочих транспортных средств. Лишь в том случае, когда положение машин мешает передвигаться другим автомобилям, нужно зафиксировать с помощью фото локализацию объектов-участников аварии и освободить по мере возможности проезжую часть.

Итак, что делать после ДТП, когда первостепенные меры были приняты? По возможности оставить следы происшествия. С этой целью можно объехать место аварии, оградить его другими предметами («запасками», огнетушителем и т. д.). Потом нужно собрать информацию: видео, фотографии, провести опрос свидетелей происшествия. По новым правилам, не обязателен последний пункт, однако при наличии очевидцев столкновения, которые не против дать показания, этот факт лучше зафиксировать.

Если пострадавшие отсутствуют, водители могут составить совместно схему происшествия, а также подписать европротокол.

Оказание первой помощи

Говоря о том, что делать после ДТП, следует отметить, что первую помощь можно оказать пострадавшим только при наличии соответствующей подготовки. В ином случае нужно позвонить в скорую, чтобы узнать, нет ли необходимости экстренной транспортировки в больницу. О происшествии следует сообщить в полицию. При отсутствии мобильной связи остановить попутный автомобиль и передать в полицию или на ближайший пост ДПС сообщение. В экстренном случае пострадавших можно отправить попутной машиной в расположенное поблизости медицинское учреждение. Когда потерпевшего нужно доставить срочно в больницу, и никто не может сделать этого, кроме участника происшествия, допускается такой алгоритм действий при аварии:

  • транспортировать человека на своей машине в ближайшее медицинское учреждение;
  • в приемном отделении оставить данные о себе (Ф. И. О. и номер машины);
  • вернуться сразу же на место происшествия.

Если у водителя нет умения оказать первую помощь, рекомендуется воздержаться от любых действий, дабы не ухудшить тяжелое состояние потерпевшего.

Действия виновного человека

Что делать после ДТП виновнику? Каким бы ни был серьезным стресс, даже если кажется, что аварию не видел никто, оптимальное решение – остановиться незамедлительно и обратиться к другому участнику ДТП. Затем нужно найти полис автогражданской ответственности, чтобы убедиться в его действии на время и дату аварии, что гарантирует оплату ремонта страховщиком второго автомобиля, если же у виновника ДТП нет страховки, советуем прочесть статью http://fb.ru/article/319635/chto-delat-esli-u-vinovnika-dtp-net-strahovki где эта ситуация подробно изложена.

Если виновник скрылся?

Что угрожает виновнику аварии, если он скрылся? Его лишат права управления от года до полутора лет или арестуют на пятнадцать суток. Можно не сомневаться в том, что личность нарушителя будет установлена: инспекторы по розыску имеют в своем арсенале большое количество технических средств, помогающих найти за несколько часов участника происшествия, даже если он отогнал автомобиль в гаражный комплекс и снял с него номера.

Что делать пострадавшему после ДТП?

Часто при происшествии страдают пассажиры. Лучше всего вооружиться заранее информацией о том, что делать после оформления ДТП пострадавшему. Без сомнений, виновный автовладелец и его близкие сделают все для того, чтобы избежать ответственности либо сделать мягче административное наказание. В результате потерпевшим приходится защищать собственные права.

Для этого необходимо позаботиться о следующем:

  1. Следователь, который рассматривает дело, должен признать человека потерпевшим, а также отправить его на судебно-медицинское освидетельствование и ознакомить с результатами.
  2. Если причинен материальный ущерб, человек должен признаваться гражданским истцом, и ему разъяснят, как подать иск о возмещении.

Нужно знать, что пассажир, в соответствии с 51 статьей Конституции РФ, имеет право не давать показания против водителя, который является его близким родственником.

Оформление документов после происшествия

Выше уже говорилось, что в ПДД рассматриваются два способа оформления ДТП: по европротоколу (если нет пострадавших, погибших и лишь с двумя автомобилями) либо с участием сотрудников полиции. По первому принципу авария оформляется с помощью фиксации всех обстоятельств на видео- или фотокамеру, подготовленной схемы и обоюдного согласия участников с условиями инцидента.

Что нужно делать после ДТП, должен знать каждый водитель.

Оформление аварии при вызове ДПС

Данный вариант может быть в таких ситуациях:

  • если место инцидента посетили госавтоинспекторы;
  • ДТП оформляется в отделении, в котором ведется разбор аварии, или на полицейском посту.

С технической точки зрения нет отличий в действиях автовладельцев: они передают водительское удостоверение, регистрационную документацию на машину и полис автогражданской ответственности полицейским.

Госавтоинспектор заострит внимание на следующем:

  • стаже, возрасте и портрете владельца;
  • степени возможного опьянения и состоянии водителей;
  • состоянии разметки, знаков, автодороги;
  • вероятности избежания аварии в таких условиях;
  • количестве штрафов (включая неоплаченные).

Затем каждый из участников выскажет свою версию произошедшего, причем и суд, и сотрудники ДПС обратят большое внимание на скорость передвижения автомобиля, были ли включены ДХО или ближний свет фар, был ли водитель уставшим, пристегнут ремнями безопасности, употреблял ли наркотические и алкогольные вещества. Нужно помнить, что потрет автовладельца создается на этих основаниях.

При выезде госавтоинспекторов к месту, ими будет самостоятельно составлена схема аварии, произведены различные замеры. Внимание будет заостряться на НДУ, то есть неудовлетворительных дорожных условиях, колейности, наледи, различимости знаков и разметки, высоте обочин, треугольнике видимости и рекламе, которая способна была закрыть обзор.

Поэтому при отправлении в ГИБДД на разбор аварии рекомендуется максимально подробно зарисовать схему инфраструктуры дороги. Если будет определено, что дорожные условия требованиям безопасности не соответствуют, потерпевший имеет право подать в суд на отвечающую за это службу и потребовать компенсацию.

Куда ехать после ДТП

ФЗ № 40 «Об ОСАГО» устанавливает предел обращения после ДТП в страховую компанию: пять рабочих дней. Если у гражданина отсутствует возможность добраться самостоятельно до ее офиса, нужно отправить всю документацию с описью вложения заказным письмом в этот же срок. Когда не получается уложиться в установленное время, рекомендуется уведомить компанию письмом.

Независимой экспертизой пользуются, чтобы оценить:

  • явные и скрытые повреждения;
  • цену ремонта, восстановление ЛКП;
  • контроль автосервиса страховщика;
  • уточнение деталей, снятых с производства;
  • обеспечение экспертной объективности страховщика.

Отвечая на вопрос, нужно ли проводить после ДТП независимую экспертизу, знающие люди скажут, что она необходима. Экспертов желательно посетить и до подачи пакета документов страховщику, и после окончания ремонта.

Мы рассмотрели, что делать после ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Оказание первой помощи при ДТП

В современном мире высокоскоростных технологий автомобилями пользуется практически все население Земли. Стремительно увеличивающееся количество машин влечет за собой множество автомобильных катастроф, в которых часто гибнут люди.

Первая помощь при ДТП оказывается очевидцами происшедшего, которыми могут стать как водители и пассажиры, так и пешеходы. От быстрых, слаженных и, главное, правильных действий свидетелей аварии зависит жизнь пострадавшего.

Важные сведения

После автомобильной аварии водителю и очевидцам трагедии нужно выполнить ряд важных действий:

  • Остановить движение автомобиля, выйти из него;
  • Удостовериться в собственной безопасности;
  • Место аварии обозначить знаками, свидетельствующими об аварийной остановке, или включить сигнализацию;
  • Вызвать бригаду скорой помощи;
  • Оказать первую помощь пострадавшим при ДТП;
  • Выяснить личные данные очевидцев, записать их и вызвать полицию.

В момент вызова медиков нужно четко и последовательно предоставить диспетчеру необходимую информацию:

  • Местоположение аварии с указанием точных данных и наиболее удобные пути следования;
  • Количество пострадавших, их приблизительный возраст, предположительный вид травмирования;
  • Свои личные данные (фамилию и номер мобильного телефона для связи);
  • В случае необходимости попросить свидетелей встретить машину скорой помощи, если подъезд к месту аварии сложно отыскать.

При транспортном происшествии, в котором пострадало больше трех человек, нужно вызывать не медицинскую помощь, а бригаду спасателей из подразделения МЧС.

Вызов спасателей необходим и в том случае, если извлечь пострадавших в ДТП из автомобиля не представляется возможным.

Пошаговые инструкции

В том случае, если люди находятся в сознании, их движения не ограничены, нужно помочь им выбраться из транспортного средства.

Извлекать пострадавшего из автомобиля до приезда профессионалов запрещается, если есть подозрения на травмирование позвоночника!

Если люди находятся в бессознательном состоянии, выносить из автомобиля их нужно очень осторожно. Желательно, чтобы помощь оказывало 2-3 человека. Один очевидец должен взять пострадавшего под мышки, а второй за ноги.

При выносе человека, находящегося в бессознательном состоянии, из транспортного средства запрещено сгибать ему верхние и нижние конечности. Туловище должно находиться в максимально прямой позе.

Следующие действия по оказанию помощи пострадавшим предоставляются в таком порядке:

  1. Травмированного человека относят (отводят) в безопасное место.
  2. При наличии сознания проводят опрос и оценивают общее состояние, наличие травм и повреждений.
  3. У пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, в экстренном порядке проверяют функционирование жизненно важных систем: пульса, дыхания и сердцебиения. В случае их отсутствия проводят реанимационные действия до приезда профессионалов.
  4. После проведения реанимационных действий внимательно осматривают человека, определяют все видимые повреждения.
  5. По возможности предоставляют пострадавшему обезболивающие средства.
  6. При переломах проводят иммобилизацию конечностей.
  7. Накладывают жгут или тугую повязку при сильном артериальном кровотечении.
  8. Выполняют действия по предотвращению распространения инфекции в организме путем наложения антисептических бинтов и повязок.
  9. Обеспечивают человеку максимально удобное и правильное положение, исходя из тяжести и локализации травмирования.
  10. После приезда профессиональных медиков сообщают им обо всех предпринятых действиях.

Главная цель в момент оказания первой помощи при ДТП – устранить факторы, которые представляют собой угрозу для человеческой жизни.

К ним относятся такие смертельно опасные признаки:

  • Сильное наружное кровотечение;
  • Бессознательное состояние;
  • Отсутствие функционирования сердечной деятельности, органов дыхания;
  • Травматический шок.

Если у человека нет дыхания, не прослушивается сердцебиение, у очевидцев есть не более четырех минут, чтобы спасти отмирание мозга больного, которое произойдет из-за катастрофической нехватки его кислородного снабжения.

Рассмотрим, как правильно оказать помощь пострадавшим в ДТП в каждом конкретном случае.

Действия реанимационного характера

Прежде чем принять решение об оказании реанимационных действий, нужно убедиться, что у пострадавшего отсутствуют признаки жизни. Срочная реанимационная помощь потребуется, если у человека наблюдается отсутствие одного из приведенных факторов:

  • Сознания;
  • Четкого и регулярного дыхания;
  • Пульса на сонной артерии;
  • Реакции зрачков на свет.

Чтобы проверить реакцию зрачков, нужно, аккуратно отодвинув веко человека, положить на него ладонь. Если после того, как ладонь уберут, зрачки не сузятся, это свидетельствует о критическом состоянии человека.

Отсутствие реакции зрачков на свет не является свидетельством смерти! О летальном исходе может говорить только отсутствие дыхания и сердцебиения.

Тем не менее, предоставление доврачебной помощи должно осуществляться до тех пор, пока есть хотя бы малейшая надежда на спасение человека.

Реанимационный процесс включает в себя проведение двух последовательных этапов:

  • Очистка дыхательных путей;
  • Проведение искусственного дыхания в комплексе с непрямым массажем сердца.

Выполнение первого действия крайне важное, так как очистка верхних дыхательных путей позволит человеку начать дышать самостоятельно. Это действие поможет качественно провести искусственное дыхание.

Доврачебная помощь по очистке дыхательных путей выполняется в следующем порядке:

  • Пострадавшего кладут на спину;
  • Его голову откидывают назад;
  • Нижнюю челюсть больного выдвигают вперед;
  • Пальцем, на котором намотан бинт или марля, круговыми движениями очищают ротовую полость.

Проведение искусственного дыхания необходимо для восстановления функций легких путем подачи в них кислорода. Выполняют данную методику до тех пор, пока пациент не начнет самостоятельно дышать или не приедут медицинские работники.

Массаж сердца, выполняемый по технике непрямого воздействия, позволяет обеспечить органы и ткани нужным количеством кровоснабжения. Спасательные действия проводят до появления четкой пульсации или прибытия профессионалов.

Все, о правилах проведения реанимационных действий, читайте здесь.

После того, как у пострадавшего явно начали прослеживаться признаки жизни (появилось слабое дыхание и пульсация на сонной артерии), проводят восстановительное мероприятие, которое состоит в обеспечении человеку положения на боку.

Переворачивать пострадавшего нужно правильно. Для этого его руку кладут на свое плечо. Затем сгибают ногу больного и, взяв за ее колено, медленно переворачивают все тело на бок.

Если же у пациента присутствует дыхание и прощупывается пульс, однако он находится в бессознательном состоянии, помощь оказывают в таком порядке:

  • Очищают дыхательные пути;
  • Придают человеку позу «восстановления»;
  • Регулярно фиксируют пульс и дыхание;

В случае необходимости немедленно начинают реанимационные действия.

Остановка кровопотери

Значительная и стремительная кровопотеря часто является главным провокатором смерти пострадавшего. Поэтому такие состояния требуют неотложной помощи.

В зависимости от вида кровопотери будет зависеть ее остановка.

Так, при виде ярко-алой крови, бьющей из раны фонтаном, можно без сомнения констатировать факт повреждения артерии. Этот вид кровопотери самый опасный. Для его остановки потребуется наложение жгута на 5 см выше от самого повреждения.

При венозном кровотечении кровь темная, тягучая, выливается обширной струей. Для спасения пациента в этом случае повязку давящего типа (не жгут!) накладывают на 1-2 см ниже раны, предварительно закрыв ее салфеткой.

Все о правильном наложении жгута читайте здесь.

При остановке кровопотери важно помнить, что жгут используют 1-2 часа в зависимости от времени года. Если артерии или вены будут пережаты более длительное время, у пострадавшего разовьется некроз тканей, который приведет к гангрене. Поэтому после использования данных приспособлений в обязательном порядке пишется записка с указанием времени начала действия жгута.

Если после аварии на дороге у вас не найдется ручки и листа, чтобы сделать нужные записи, время указывается на теле или лице пациента всеми доступными средствами: губной помадой, кровью потерпевшего и т.д.

Если кровопотеря незначительная и сопровождает небольшие ссадины или порезы, то она не угрожает здоровью и жизни пациента. Тем не менее, кожные покровы повреждены, и есть большой риск занесение в рану инфекции. Чтобы предотвратить эти неприятные последствия повреждения капилляров, на рану накладывают повязку, пропитанную антисептиком.

Повреждение костной ткани

Повреждения костной ткани в виде вывихов или переломов – частое явление при аварии.

Доврачебная помощь в этом случае сводится к выявлению травмы и иммобилизации поврежденных конечностей.

Переломы бывают открытые и закрытые.

При открытых переломах наблюдается следующая симптоматика:

  • Сильная боль, усиливающаяся при попытках движения;
  • Отечность и деформационные изменения поврежденной конечности.

Открытый перелом отличается от закрытого обязательным наличием раны, из которой могут виднеться обломки костей.

Помощь в этом случае оказывается в такой последовательности:

  • Обеспечить прием анальгетиков;
  • Обработать кожные покровы вокруг раны антисептическим раствором;
  • Обездвижить конечность с помощью шин.

Подробную информацию об оказании первой помощи при переломах читайте здесь.

Помните, что первая медицинская помощь при ДТП является обязанностью любого гражданина, ставшего его очевидцем. В случае скрытия с места катастрофы или игнорирования происшествия, законодательством Российской федерации предусмотрено наказание в виде штрафа или исправительных работ.

Действия при ДТП с пострадавшими

К сожалению, далеко не все дорожно-транспортные происшествия обходятся без жертв – количество пострадавших, в том числе и летальные исходы, однозначно не уменьшаются, если только не растут в геометрической прогрессии. Поэтому, каждый водитель должен знать, каковые должны быть действия при ДТП с пострадавшими. Об этом далее и поговорим.

Первые действия водителя

Порядок действий при ДТП описан Правилами Дорожного Движения, и их должен знать идеально каждый водитель. Первое и самое главное правило – не паниковать, сохранять спокойствие и действовать так, как это предписано законодательством.

Итак, алгоритм действий при ДТП с пострадавшими следующий:

  • Остановить транспортное средство, заглушить двигатель и включить аварийные огни.
  • Выяснить сколько пострадавших, есть ли дети и беременные женщины, определить примерный характер травм.
  • Оказать первую медицинскую помощь, вызвать бригаду медиков.
  • Вызвать сотрудника ГИБДД, оповестить страховую службу и, если есть, юриста/адвоката.
  • Выставить знак ДТП.
  • Собрать свидетелей, записать их показания на видео, взять контактные данные, если они по каким-то причинам не могут дождаться приезда инспектора ГИБДД и дать показания под протокол.

Также обязательно нужно помнить о следующих общих требований при дорожно-транспортном происшествии:

  • Ни в коем случае нельзя перемещать транспортное средство – оно должно стоять так, как это было в момент аварии.
  • Нельзя перемещать или убирать какие-либо предметы, которые имеют отношение к ДТП с дорожного полотна;
  • Обязательно сохранить данные с видеорегистратора.
  • Обязательно проверить документы, которые выдает инспектор при оформлении ДТП.
  • Лучше зафиксировать место аварии – сделать фото или видео, обязательно должно быть хорошо видно положение транспортного средства.

Таковыми должны быть действия любого водителя – даже если речь идет о стороне, которая не виновна в произошедшем.

Кратко о медицинской помощи

При ДТП с пострадавшими от того, насколько правильным будет порядок действий водителя, подчас зависит здоровье и жизнь других участников дорожного движения. Поэтому, правила первой медицинской помощи должен знать, как управляющий транспортным средством, так и пешеход.

Важно помнить о следующем:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Первая помощь при ДТП: спасти жизнь

Вы когда-нибудь думали, как будете выглядеть в момент смерти? Что? Смутно представляете дряхлого старика или старушку в постели у тумбочки с лекарствами? Увы, все может быть гораздо страшнее

Может сложиться так, что в этот момент вы будете выглядеть красиво, молодо, в хорошем пиджаке или платье. А может, и не очень красиво, например, без нижней челюсти, с раздробленным черепом, со сшитым криво скальпом. И будут вас хоронить в закрытом гробу, быстро и без лишнего пафоса.

Хотя я уверен — нет, у вас нет таких извращенных фантазий, как у меня. А у меня есть, поскольку я насмотрелся на людей, которых привозят после автодорожной аварии. Я, уже стоя на остановке могу представить непристегнутого водилу в момент, когда машина валится на бок в обрыв, а он вытряхивается в окно, и вся полуторатонная махина давит его, выпуская кишки. Я и такое видел.

И все из-за того, что некоторые так до сих пор и не поняли, что машина — это не взрослая игрушка, а средство повышенной опасности.

Так как же уберечься от дорожно-транспортных происшествий? Во-первых, правила дорожного движения — та библия, которая убережет ваше здоровье и здоровье ваших близких. Главное, что нужно сделать, пристегнуть ремни безопасности. И уж тем более, если вы хорошие родители, то пристегните ребенка в машине! Конечно, нужно соблюдать скоростной режим. А еще однажды мой друг, полицейский, сказал: «Володь, помни — на дороге все дураки! У любого человека бывают периоды, когда его клинит, когда он невнимательный, когда он путает педали газа и тормоза. Поэтому никогда не отвлекайся от происходящего на дороге и всегда будь готов среагировать на неадекватные действия очередного дурака».

А что делать, если вы увидели автодорожную аварию, — обязаны ли вы помогать? Обязаны! За неоказание помощи и оставление в опасности существует уголовная ответственность. И даже если уголовный кодекс вам не указ, просто будьте людьми, остановитесь, узнайте — нужна ли помощь. Как вы можете помочь?

Порядок оказания помощи при ДТП

1. Первое, что необходимо сделать, — обеспечить безопасность пострадавшим и спасателям. Обязательно установите знак аварийной остановки и световую сигнализацию. Знак ставят на расстоянии не менее 15 метров в населенных пунктах и 30 метров вне.

Нередко пострадавшие в шоке вылетают под колеса проезжающих автомобилей, в надежде, что те остановятся. А бывают случаи, когда самих спасателей ночью сбивает машина.

2. Второе — вызвать спасателей: 0911 либо 112, бригаду скорой помощи — 03 (с мобильного: 003 или 030).

Во время переговоров необходимо кратко описать ситуацию, количество, пол, примерный возраст пострадавших, видимые повреждения и место аварии. Оставьте свои координаты, чтобы позже знали, кому вручить медаль за помощь, и могли перезвонить для уточнения места аварии.

3. Третье — непосредственная помощь. Она начинается с эвакуации травмированного из автомобиля. Вот тут вы должны помнить вечное правило: НЕ НАВРЕДИ!

Откройте дверь, а если не получается — аккуратно выбейте стекло и отожмите створку. Помогите пострадавшему выбраться. Если его зажало, не выдергивайте! Не получилось — значит, ждите спасателей, у них больше возможностей. В этом случае — обеспечьте пожаро- и электробезопасность автомобиля: отключите зажигание, уберите клеммы с аккумулятора. Пострадавшего укутайте, дайте таблетку анальгина из аптечки.

Если вы один, подхватите за пострадавшего со стороны спины, проведя руки под его подмышками, ухватитесь за предплечья, вытаскивайте пострадавшего так, чтобы его голова лежала у вас на груди (делайте всё спокойно, без суеты, не переусердствуйте). Уложите его на жесткую поверхность, без камней и лишних предметов, под голову положите небольшой валик.

Оцените степень сознания. Если в сознании, спросите о его самочувствии, что беспокоит, не тяжело ли дышать, чувствует ли он конечности. Пусть подвигает руками, ногами.

Дыхание и пульс

Если пострадавший без сознания, определите — дышит ли? Дыхание определяется по ритмичным движениям живота, ухом послушайте движения воздуха у рта. Пощупайте пульс на шее (указательным и средним пальцем начиная от угла нижней челюсти двигайтесь вниз, попадете в ямку, где пульсация наиболее явная. Давить сильно не нужно, не перекрывайте кровоток).

Если есть пульс, но страдает дыхание. Запрокиньте голову назад (нельзя при подозрении на перелом позвоночника!), откройте рот, выдвиньте вперед нижнюю челюсть. Таким образом в подавляющем большинстве случаев облегчится проходимость дыхательных путей. Если во рту есть сгустки крови, слизи, инородные тела, оберните палец чистой тканью и попытайтесь убрать все. Кроме того, в аптечке вы найдете воздуховод. Благодаря ему можно улучшить проходимость дыхательных путей. Когда будете вставлять воздуховод в рот, убедитесь, что этим прибором вы не запрокидываете язык.

Если нет дыхания, но есть пульс, сделайте вдох в пострадавшего, предварительно зажав его нос и наложив повязку на рот. Убедитесь, что во время вдоха поднимается грудная клетка, а пассивный выдох чувствуется по шуму и движению воздуха.

Нет дыхания, нет пульса — медлить и ждать помощи от медиков нельзя! Это состояние называется «клиническая смерть». Вам немедленно нужно проводить комплекс реанимационных мероприятий, о котором я напишу отдельно.

Телесные повреждения

Если дыхание и сердцебиение на данный момент не страдают, пора обратить внимание на кожные покровы. Есть ли признаки внешнего кровотечения? Оно бывает трех видов: капиллярное, венозное и артериальное.

1. Капиллярное кровотечение характерно диффузным пропитыванием тканей темной кровью, оно не интенсивное, не угрожающее. Останавливается простой давящей повязкой (не забудьте обработать рану раствором йода или бриллиантовой зелени).

2. Венозное кровотечение характеризуется постоянным, достаточно интенсивным истечением темной крови. После обработки раны наложите давящую повязку. Кровотечение легко остановить легким сдавлением тканей ниже раны.

3. Артериальное кровотечение интенсивное, пульсирующее алой кровью. Здесь промедление смерти подобно! Как только увидели такую рану, сильно пальцами прижмите сосуд. Если поврежденный сосуд поверхностный, то вам удастся остановить кровотечение, сильно сжав ткани чуть выше раны. Кстати говоря, в этой же аптечке возьмите перчатки, инфекцию еще никто не отменял. Достаньте жгут.
Жгут при артериальном кровотечении накладывают выше раны, с силой обматывая вокруг конечности. Обязательно запишите время установки жгута!

Часто бывает так, что по запаре спасающие забывают, что необходимо через каждые полчаса зимой и не более чем через час летом расслаблять жгут, дать кровотоку временно восстановиться и подпитать ткани, — привозят таких пациентов уже готовых к ампутации конечности.

Во время расслабления жгута применяйте пальцевое прижатие раны.

Нет жгута — применяйте закрутки из ткани (бинт, косынка, мягкая ткань), с фиксацией палочкой. Нельзя делать закрутки из веревок, шнурков.

Раны головы следует обработать антисептиком и наложить повязку. Снятый скальп уложить обратно, как получится, и зафиксировать круговой повязкой.

Проникающее ранение в грудную клетку. При этом во время вдоха больного в плевральную полость с шумом всасывается воздух. Воздух начнет заполнять плевральную полость, сдавливать легкие, сердце, аорту и другие органы, резко нарушая их функцию. Чтобы этого не допустить, нужно немедленно закрыть рану либо герметизирующей тканью из аптечки, либо пакетом, полиэтиленом, лейкопластырем. Фиксировать повязку лучше на выдохе.

Ранение в живот. Таким пациентам легче, когда они приводят колени к туловищу (так их и транспортируйте). Если открытая рана — обработайте из аптечки антисептиком и наложите повязку. Все проникающие инородные тела (ножи, стекла, осколки) оставляем на месте, фиксируем их повязкой, чтоб не нанести большего вреда, и отправляем в больничное учреждение. Хирурги разберутся, что к чему.

Пить, есть пациентам с травмами нельзя, как бы они ни просили! Только врач может дать разрешение на принятие пищи. Это связано с риском анестезии, риском аспирации рвотными массами, при ранах кишечника — истечением содержимого в брюшную полость.

Переломы конечностей. Боль, неестественное положение травмированной конечности, осколки кости в ране говорят о травме кости. Без фиксации такой конечности транспортировать пациента нельзя, поскольку осколками можно повредить окружающие рану ткани.

Используют специальные медицинские шины, но можно обойтись и подручными материалами (лыжи, лыжные палки, доски), в месте соприкосновения с костью под них подкладывают вату или ветошь. Нужно фиксировать не менее двух суставов, дабы конечность была обездвижена полностью. Шину накладывают поверх одежды, после обработки раны. Синюшная, холодная конечность может говорить о избыточном сдавлении тканей бинтом.

При подозрении на перелом шеи — а сейчас уже при любых автоавариях — накладывают воротник на шею. Нет специального — можно соорудить из полотенец. Вообще, пациентов с травмой позвоночника транспортируют на жесткой поверхности, вроде двери, на спине или на животе.

Сегодня я вам изложил базовые знания и умения очень сжато и кратко, но и они вам дадут возможность не растеряться и не навредить пострадавшему, а при правильном выполнении — даже помочь.

КТО ОБЯЗАН ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ ПРИ ДТП?

Юридические аспекты оказания первой неотложной медицинской помощи при ДТП. Кто обязан оказывать?

После появления публикации в прессе о разграничении понятий «скорая медицинская помощь» и «первая помощь» постоянно приходят вопросы с просьбой прокомментировать Федеральный закон № 267. Наиболее часто встречающиеся из них мы адресовали руководителю Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи, заведующему кафедрой клинической фармакологии, фармакотерапии и скорой медицинской помощи Московского государственного медико-стоматологического университета, профессору Аркадию ВЁРТКИНУ.

— Аркадий Львович, с какой целью Комитет Госдумы РФ по охране здоровья подготовил поправки к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты?

— Мы прекрасно знаем о высокой аварийности на дорогах Российской Федерации, а потери от ДТП стали бедствием национального масштаба. Для снижения высокой смертности в 2006 г. стартовала Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг.» Именно в ходе реализации данной программы вышел в свет очередной законопроект, задача которого — стимулировать общественность к оказанию первой помощи.

— Поясните, пожалуйста, необходимость оказания помощи пострадавшим участниками дорожного движения, ведь для этого есть скорая медицинская помощь, и тем более зачем разграничивать понятия «первой помощи» и «скорой неотложной медицинской помощи»?

— Дело в том, что уровень смертности от ДТП напрямую зависит от сроков оказания пострадавшему первой доврачебной помощи. Грамотно и своевременно выполненные манипуляции до приезда на место происшествия медицинских работников в большинстве случаев являются главным фактором, который может спасти жизнь. Так, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти до 3 минут, вероятность того, что немедленно начатые реанимационные мероприятия позволят восстановить сердечную деятельность, может достигать 75%. При увеличении этого промежутка до 5 минут вероятность успешности реанимационных мероприятий падает до 25%, при превышении 10 минут человека спасти не удается. Это отмечает и председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Ольга Борзова: «Известно, что примерно 70% пострадавших в ДТП погибают на месте происшествия или подороге в больницу. Часто из-за того, что им сразу не оказали первую медицинскую помощь». Исходя из этого водитель транспортного средства, сотрудник ДПС, МЧС и другие участники дорожного движения должны уметь оказывать первую помощь. Поэтому необходимо разработать ее нормы, границы и стандарты, что и было выполнено. Проект уточняет понятийный аппарат, выделяет в законодательстве понятие «первая помощь». Таким образом: «Первая помощь оказывается … до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку». (Федеральный закон № 267-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 1.)

— Почему именно сотрудников спецслужб (МВД, МЧС, ФТС и ФССП) обязывают оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП?

— Во-первых, зачастую именно они быстрее всех оказываются на месте аварии. Во-вторых, в настоящее время в автошколах РФ курс по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях либо отсутствует, либо мало соответствует требованиям Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Предмет «Оказание первой помощи при ДТП» обучающиеся осваивают самостоятельно или изучают в рамках лекционного материала, который преподается сотрудниками автошкол без медицинского образования. В вышеперечисленной группе лиц мы закрепляем обязательность специальной подготовки. Они будут нести юридическую ответственность за неоказание первой помощи.

В-третьих, мы говорим о необходимости обучить группы людей, что дает возможность быстро и качественно организовать курсы по единым программам и правилам и при этом контролировать выполнение программы.

И последнее — эта категория лиц имеет самую высокую социальную ответственность, и их действия должны послужить хорошим примером для остальных участников дорожного движения.

— Аркадий Львович, кто именно обязан оказывать первую помощь и кто должен проходить специальную подготовку?

— В соответствии с законом первую помощь должны оказывать сотрудники органов внутренних дел РФ, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы и Внутренних войск, спасатели аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, судебные приставы, сотрудники ведомственной охраны, таможенной службы, сотрудники частных детективных и охранных предприятий, водители транспортных средств и другие лица, прошедшие обучение. После принятия закона названные службы будут обязаны ввести для своих сотрудников курсы такой спецподготовки.

— Как вы считаете, сложно ли будет подготовить программы и курсы по обучению первой помощи и кто их должен проводить?

— Несомненно, к вопросу обучения спецслужб необходимо подходить со всей мерой ответственности. В нашей стране все знают, как «играть в футбол», «водить машину» и «лечиться». И к чему это приводит?…

На нашей кафедре в течение года идет работа в данном направлении. Подготовлены программы обучения, разработан пакет методических рекомендаций и алгоритмов. Существует огромный опыт обучения скорой медицинской и первой помощи. Очень важно проводить обучение, исходя из законов доказательной медицины и учитывая особенности групп. Такими особенностями являются: абсолютное непонимание медицинской терминологии и основ травматизма, отсутствие мотивации у обучающихся, невозможность отрыва от производства на длительный срок. Поэтому мы рекомендуем на основании собственного опыта проводить обучение в концепции симуляционного образования с использованием методов дистанционного образования, то есть обучения на муляжах, фантомах, манекенах, в условиях, приближенных к реальным, что позволяет получить незаменимый опыт. Кроме того, эффективность подобных методов обучения намного выше традиционных. Дистанционные формы позволяют сократить сроки и интенсифицировать процесс обучения.

— В законе говорится и о возможности обучения водителей транспортных средств.

— Да, на самом деле водители могут пройти обучение самостоятельно и тем самым стать полноправными участниками дорожного движения. Акцентирую внимание на том, что понятие «первая помощь» распространяется не только на оказание помощи при ДТП, но и «при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью». Тем самым мы говорим о повышении медицинской грамотности населения.

— Существует ли наказание за неоказание первой неотложной помощи?

— На сегодняшний момент существуют несколько статей в Уголовном кодексе РФ на эту тему: «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности или ненадлежащее исполнение лицом своих профессиональных обязанностей», «Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного или смерть больного, либо причинение тяжкого вреда его здоровью», «Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе … повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека»). Исходя из них, наказание может последовать за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, неоказание помощи больному, оставление в опасности и халатность.

Кроме того, никто и никогда не сможет освободить нас от моральной ответственности, а совесть, как известно, может быть самым строгим судьей.

Беседу вела Валентина ЗАЙЦЕВА

Источники:
http://prav-voditel.ru/oformlenie-dtp/cshto-delat-posle-oformleniya-dtp
http://viplawyer.ru/chto-delat-posle-dtp/
http://propomosch.ru/eto-nuzhno-znat/pervaya-pomosch-pri-dtp
http://autolegal.ru/avtoyurist/dejstviya-pri-dtp-s-postradavshimi/
http://apteka.ru/info/articles/avtorskie-kolonki/pervaya-pomoshch-pri-dtp/
http://pervaya-pomoshh.net/kto-obyazan-okazyvat-pervuyu-pomoshh-pri-dtp/
http://norma-migracia.ru/vnzh/chto-delat-posle-polucheniya.html

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию