Апатриды – лица без гражданства: правовой статус, права

Особенности жизни апатрида — человека без гражданства

Апатриды – лица без гражданства, которые в силу определенных причин утратили подданство какой-либо страны или были принудительно лишены его. Таким образом их права и свободы несколько ограничены, так как ни в одном субъекте они не смогут воспользоваться ими в полной мере. Отношение властей к данной категории лиц во многом зависит от международных соглашений и выработанной миграционной политики. Касательно РФ, можно сказать, что Правительство практически не разделяет апатридов и иностранных граждан. Но некоторые нюансы все же имеются. Чтобы понять жизнь без подданства, следует рассмотреть данные особенности на конкретном примере.

Причины, почему лицо может быть без гражданства

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Московская область: +7 (499) 938-42-57
    • Ленинградская область: +7 (812) 467-32-98
    • Федеральный номер: +7 (800) 350-83-26

Отсутствие какого-либо гражданства у человека обусловлено наличием одной из следующих причин:

Причина Пояснение
Родители новорожденного являются апатридами. В связи с этим они не вправе воспользоваться возможностью оформления подданства для ребенка на основании рождения в конкретном государстве.
Гражданство было утеряно в результате использования недостоверных сведений или поддельных документов при оформлении соответствующего статуса. Наиболее распространенная ситуация связана с раскрытием факта совершения фиктивного брака, на основании которого было получено подданство. После выявления миграционной службой данного нарушения человек лишается текущего положения.
Официальный выход из состава какой-либо страны на добровольной основе для приобретения гражданства иного государства. В таких ситуация человек становится апатридом лишь временно, но все же не редкость, когда в удовлетворении заявки на присвоение статуса было отказано, в связи с чем можно остаться в незащищенном положении на длительный срок.
Перестала существовать страна. Не слишком распространенное явление, но со значительными последствиями. Так, стоит отметить СССР, после расформирования которого на протяжении многих лет разрешались проблемы с гражданством.
В принудительном порядке. В данном случае власти могут руководствоваться: политическими или этическими соображениями, а также необходимостью в обеспечении безопасности государства. К примеру, установление факта государственной измены апатридом, уличении его в шпионаже. При лишении гражданства в большинстве случаев человек сразу же выдворяется из страны.

Важно! Международными соглашениями могут быть предусмотрены дополнительные причины, когда может быть присвоен статус апатрида.

Иностранцы и апатриды: одно и то же?

Каждая страна может самостоятельно определять права и обязанности иностранных граждан и апатридов, в связи с чем во многих государствах устанавливается собственная специфика отношений, которая во многом отличается от соседних субъектов. Касательно позиции правительства Российской Федерации стоит отметить, что по большей части статусы иностранца и лиц без гражданства почти идентичны, за исключением отдельных позиций:

  • апатрид не может рассчитывать на получение покровительства в дипломатическом представительстве;
  • в отношении иностранного гражданина всегда действуют правовые нормы страны нахождения и родного государства; в случае с лицом без подданства актуальны положения законодательства исключительно субъекта пребывания;
  • иностранец обладает удостоверением личности, тогда как апатрид не имеет никаких документов, с помощью которых может быть подтверждена связь с каким-либо государством.

В остальном две данные категории лиц обладают одинаковыми ограничениями и свободами. К примеру, они не подлежат призыву на военную службу, не имеют права голоса, а также не могут заниматься определенными видами деятельности.

Правовой статус апатридов в РФ

Статус лица без гражданства и иностранца во многом соответствует статусу полноправного гражданина России. Подобное утверждение означает, что данные категории могут воспользоваться правом на:

  • социальную поддержку от государства;
  • свободу чести, слова, совести и т.п.;
  • невмешательство в личную жизнь;
  • занятие предпринимательской деятельностью;
  • обращение в судебные или правоохранительные структуры для защиты собственных прав;
  • использование предусмотренных медицинских услуг на бесплатной основе;
  • безвозмездное получение основного образование;
  • осуществление трудовой деятельности;
  • вступление в брак с гражданами России или иных государств;
  • и т.д.

При этом права лиц без гражданства имеют конкретные ограничения:

  1. Несмотря на допущение свободного занятия трудовой деятельности, лица без гражданства не могут занимать некоторые должности, а именно: в государственных и муниципальных структурах, а также в службах, обеспечивающих национальную безопасность страны.
  2. Не могут выступать в качестве замещающего, если должность предполагает нахождение на судах, самолетах или военных кораблях.
  3. Отсутствует возможность занимания руководящей должности в организациях, где более 50% уставного капитала находится в ведении РФ.
  4. Не могут быть призваны на службу в Вооруженных Силах Российской Федерации – отдельно рассматривается служба на контрактной основе.

Помимо прав и ограничений, существуют конкретные обязанности, которые должен выполнять апатрид, если желает беспроблемно пребывать на территории России:

  • своевременная оплата обязательных сборов и предусмотренных налогов;
  • обеспечение сохранности окружающей среды, а также объектов исторического и культурного значения;
  • неукоснительное следование нормам Конституции и положениям иных нормативно-правовых актов России;
  • соблюдение прав, свобод и интересов других людей;
  • своевременное прохождение регистрационных мероприятий в миграционной службе по месту текущего пребывания;
  • выезд за пределы территории РФ в случае истечения срока действия визы; это же актуально и для РВП и ВНЖ – в этой ситуации покинуть страну нужно на протяжении двух недель после окончания отведенного периода.

Важно! При пересечении границы необходимо оставить миграционную карту на пограничном контроле.

Документы апатридов

Для пересечения границы Российской Федерации и нахождении на ее территории апатриду необходимы документы для удостоверения личности. В соответствии со ст. 10 ФЗ № 115 определены позиции, которые могут быть использованы лицами без гражданства:

  • свидетельство о рождении, паспорт или иной документ, выданный уполномоченной службой иного государства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • специальная бумага, которая выдается апатриду на период рассмотрения его запроса по присвоению гражданства;
  • свидетельство, по которому можно установить, что человек получил временное убежище в конкретной стране.

В случае с посещением России лицом без подданства нет необходимости в предоставлении биологического паспорта. Актуальной позицией в данном случае выступает виза, приобрести которую можно лишь при наличии специального приглашения от физического или юридического лица, находящемся в РФ и являющемся полноправным резидентом страны.

ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

Миграционный учет представителей иного государства и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с ФЗ № 109 от 2006 года. Если разобрать ключевые особенности данного нормативно-правового акта, то можно выделить такие позиции:

  • после въезда на территорию РФ необходимо оформить миграционную карту;
  • находиться в России допускается лишь на протяжении срока действия визы;
  • постановка на миграционный учет должна быть произведена в течение суток после пересечения границы – сделать это нужно в ближайшем отделении миграционной службы (с собой важно иметь миграционную карту и удостоверение личности);
  • если возникла необходимость в продлении права нахождения в России, то в первую очередь понадобится иметь на руках документальное подтверждение основания для успешной реализации данной процедуры, в качестве которых могут выступать: продление визы, получение РВП или ВНЖ, приобретение патента, оформление специального статуса – беженца;
  • при покидании страны регистрация аннулируется автоматически – никаких дополнительных действий со стороны апатридов или иностранных граждан не требуется;
  • несколько иная ситуация актуальна при изменении субъекта проживания внутри самой России – об этом нужно в обязательном порядке уведомлять миграционную службу.

Важно! При игнорировании положений законодательства, ответственное лицо без гражданства может быть привлечено к уплате штрафа. При злостном нарушении и выявлении факта несоблюдения норм человек может быть принудительно депортирован с последующим наложением запрета на посещение страны в течение определенного периода.

ВНЖ для апатридов в РФ

Вид на жительство для лиц без гражданства является важной составляющей, при наличии которой можно рассчитывать на:

  • использование права проживания на территории Российской Федерации;
  • подтверждение личности держателя документа;
  • беспрепятственное пересечение границы государства.

Помимо вышеперечисленных позиций, ВНЖ позволяет воспользоваться упрощенной процедурой устройства в российскую компанию для осуществления трудовой деятельности. Для получения вида на жительства понадобится следовать конкретному порядку действий:

  1. Подготовка запрашиваемых документов и заполнение соответствующего заявления.
  2. Подача бумаг в территориальное отделение миграционной службы.
  3. Ожидание рассмотрения ходатайства о выдаче ВНЖ. Занимает данный этап от двух недель до шести месяцев – зависит от статуса заявителя. После вынесения решения апатрид уведомляется о результатах.
  4. Уплата государственной пошлины в установленном размере.
  5. Получение ВНЖ.

Важно! Рассчитывать на успешное оформление вида на жительства можно только в том случае, если соискатель прожил на территории России по РВП в течение двенадцати месяцев, как минимум.

Причины отказа в выдаче

В качестве ключевых оснований, используемых при отказе в предоставлении разрешения на проживание в России приняты следующие позиции:

  • наличие потенциальной угрозы для безопасности государства;
  • стремление к изменениям норм конституционного строя;
  • участие в вооруженных конфликтах, террористических и экстремистских мероприятиях;
  • запрет на въезд на территорию Российской Федерации в связи с наложением депортации или выдворением из-за несоблюдения норм миграционного законодательства;
  • совершение действий, которые по российскому законодательству предполагают административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность;
  • использование недостоверной информации или поддельных документов при подаче заявления;
  • несение военной службы или службы в правоохранительных структурах иного государства;
  • наличие непогашенной судимости;
  • уголовное преследование как в России, так и за ее пределами;
  • нахождение в местах лишения свободы.

В каждой стране свой перечень наиболее актуальных причин. К примеру, в США самыми распространенными являются: фиктивный брак, предоставление недостоверных данных, злостное употребление алкогольных или наркотических веществ. Для государств Европейского союза: наличие судимости, совершение серьезного преступления, отсутствие достаточных знаний государственного языка. Также не редкость, когда власти отказывают без объяснения причин – они имеют на это полное право.

Заключение

Итак, миграционное законодательство Российской Федерации сформировало отношение к апатридам в той степени, которое соответствует положениям, актуальным для иностранных граждан. То есть человек без подданства при проживании на территории России может воспользоваться всеми основными правами человека. Ограничения и запреты – те же, что действуют и для представителей иного государства. Но все же нахождение в данном статусе предполагает немало неудобств, так как каждая страна предъявляет свои критерии к апатридам, поэтому так важно обеспечить скорейшее вступление в гражданство при его утрате.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Лицо без гражданства

Наличие гражданства в первую очередь определяет принадлежность человека к тому или иному государству. Такой статус присваивается при рождении или в результате прохождения определенной процедуры, установленной законодательством страны. Апатрид — это лицо, которое не имеет гражданства, в результате чего его права и свобода в действиях могут ограничиваться. Рассмотрим, что такое «лицо без гражданства», по какой причине человек может быть лишен статуса гражданина.

Что такое «лицо без гражданства»

Лицо без гражданства — человек, у которого отсутствует правовой статус гражданина любой из существующих стран в мире, а также он не является подданным любого из признанных государств, что исключает возможность обращения за дипломатической помощью в консульство по причине отсутствия гражданской принадлежности.

Причины потери гражданства

Существует масса ситуаций, при возникновении которых человек может стать апатридом:

  1. Страна, гражданином которой являлось физическое лицо, прекратила юридическое существование. Примером является СССР или Югославия.
  2. Ребенок рожден у лиц, не имеющих гражданства. Далеко не в каждой стране законодательством предусматривается предоставление гражданства только на основании факта рождения на территории государства.
  3. Человек по собственному желанию отказался от гражданства страны.
  4. Лицо принудительно лишено гражданства.

На каком основании апатрид вправе находиться в РФ

В Российской Федерации действует ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в котором раскрывается понятие «иностранный гражданин», включающее в себя и термин «апатрид». Следовательно, апатриды и иностранные подданные могут находиться на территории страны на равных основаниях. В то же время, для лиц без гражданства федеральными законами могут устанавливаться специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранцев.

Нахождение на территории РФ апатрида возможно только на основании одного из нижеуказанных документов:

    визы — предоставляется сроком до 1 года;

Лицо без гражданства вправе свободно передвигаться по территории страны в личных или деловых интересах. Доступ ограничивается на те объекты, где требуется оформление специального разрешения.

Чем отличается апатрид от иностранного подданного

Очень часто между правовым статусом иностранного гражданина и апатрида ставят знак равенства, однако такой подход некорректен. Лицо, являющиеся подданным иного государства, временно или постоянно проживающий, путешествующий по территории РФ, находится под правовой защитой двух государств. Апатрид, не имея гражданской принадлежности к какому-либо государству, находится только под юрисдикцией РФ.

Правовой статус лиц без гражданства

Законодательство любой цивилизованной страны предусматривает ряд прав и обязанностей для лиц, не имеющих гражданства. В качестве примера предлагается рассмотреть практику РФ.

Права

Лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, пользуются теми же правами и свободами, что и обычные граждане. Это значит, что апатридом не запрещено свободное передвижение по стране. Кроме того, им разрешается трудоустраиваться, заключать гражданско-правовые сделки, осуществлять коммерческую деятельность, а также участвовать в выборных кампаниях в соответствии с международными соглашениями.

Обязанности

В перечень обязанностей для апатридов, находящихся на территории РФ, входит:

  1. Исполнение налоговых обязательств.
  2. Сохранение окружающей среды, исторических и культурных памятников.
  3. Соблюдение действующего законодательства.
  4. Уважение интересов граждан России.
  5. Прохождение регистрации в течение суток с момента прибытия в страну.
  6. Выезд за пределы РФ по истечении разрешительных документов.
  7. Сдача миграционных документов в пограничном пункте при выезде за пределы страны.

Ограничения

Апатриды имеют определенные ограничения в правах, гарантированных обычным гражданам. Лицо без гражданства не может:

  • занимать должность в государственных и муниципальных органах в сфере обеспечения национальной безопасности;
  • замещать должности в экипажах судов, самолетов или военных кораблей;
  • занимать руководящие должности на предприятиях и организациях, где большая часть уставного капитала принадлежит РФ;
  • быть призванным на военную службу, кроме контрактной.

Пересечение границы

Апатрид — лицо, не имеющее гражданства. Следовательно, отсутствие гражданской принадлежности подразумевает также отсутствие внутреннего гражданского паспорта. Однако апатридам не запрещается оформлять визы и иные разрешительные документы на въезд на территорию РФ, но потребуется предоставить любой другой документ, удостоверяющий личность.

Документация апатрида

Человек без гражданства может предоставить один или несколько из нижеприведенных документов для удостоверения своей личности:

  • недействительный паспорт;
  • документ об окончании образовательного учреждения;
  • водительское или пенсионное удостоверение;
  • свидетельство о браке, об изменении персональных данных;
  • автобиография;
  • документальное подтверждение по месту фактического пребывания.

Апатриды, наравне с иностранными подданными, пользуются национальным режимом с учетом установленных ограничений. В России, помимо вышеуказанных документов, подтвердить личность можно с помощью:

  • разрешения на временное проживание;
  • документа, полученного на территории иностранного государства и признанного по условиям международного договора как удостоверяющего личность;
  • вид на жительство;
  • иные документ, предусмотренные ФЗ № 115 или статьями 27-28 Конвенции, устанавливающей статус лиц без гражданства, к примеру, Certificat d`apatr >Как получить официальный статус лица без гражданства в 2020-2020 году

Законодательство РФ предусматривает возможность проживания апатрида на территории страны при наличии удостоверения личности, которым может выступать:

  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство.

Вид на жительство оформить сразу не получится, поскольку процедура предусматривает необходимость пребывания на территории страны не менее 1 года с момента пересечения государственной границы.

Получение вида на жительства происходит по следующему алгоритму действий:

  • посетить отделение миграционной службы при УМВД по месту фактического пребывания;
  • подать установленный пакет документов;
  • пройти дактилоскопическую процедуру;
  • сделать фотографии на документы.

Необходимые документы

Апатриду помогут любые документы, с помощью которых возможно идентифицировать его личность:

  • свидетельство о рождении;
  • недействительный паспорт;
  • заявление, с которым апатрид обращался для получения разрешение на временное проживание.

Пригодятся любые документы, способные подтвердить личность заявителя.

Установление личности

Статья 10.1 ФЗ 115 устанавливает порядок прохождения процедуры установления личности. Для этого апатриду нужно лично посетить отделение Главного управления МВД РФ по вопросам миграции с соответствующим заявлением.

В документе указываются:

  • полное Ф.И.О.;
  • дата рождения;
  • точный период нахождения на территории РФ и цель прибытия.

Кроме того, необходимо приложить оригиналы документов, удостоверяющих личность.

После регистрации заявления сотрудник МВД предоставляет заявителю опись всех переданных документов.

Не исключается, что на беседу будут приглашены свидетели, знакомые, друзья, соседи и иные лица, имеющие гражданство РФ. Кроме того, дополнительно проводятся опознания и опросы. После завершения проведения проверки апатриду в течение 90 дней предоставляется особая справка с фотографией 3×4 см — временное удостоверение личности.

Возможен ли отказ

Основными причинами отказа в предоставлении временного разрешения или вида на жительства является:

  • выявление потенциальной угрозы интересам государства со стороны апатрида. Такое случается, если сотрудники миграционной службы сочтут обоснованным подозрения в возможном нанесении вреда здоровью нации или существенного ущерба общественному порядку;
  • депортация. Заявитель ранее уже был принудительно депортирован за пределы страны за нарушение законодательства;
  • выявлено наличие текущей или непогашенной судимости.

Учет апатридов

Федеральным законом № 109 «О миграционном учете» предусматривается получение апатридами миграционной карты в момент пересечения государственной границы, позволяющей находиться на территории страны в течение срока действия визы. На постановку на миграционный учет в отделении МВД отводятся 1 сутки.

Местом временного пребывания может быть:

  • любое жилое помещение;
  • гостиничные организации;
  • пансионаты, туристские базы, гостевые дома, кемпинги;
  • учреждения здравоохранения;
  • оздоровительные лагеря;
  • исправительные учреждения.

Продление срока регистрации возможно в случае:

  • продления визы;
  • оформление или подача документов на предоставление ВНЖ или РВП;
  • получение трудового патента;
  • оформление статуса беженца.

Для продления регистрации заявителю необходимо обратиться в территориальное отделение миграционной службы с документальным подтверждением наличия оснований для продления регистрации.

В случае нарушение действующих правил миграционного учета виновному лицу грозит штраф до 5 тысяч рублей и депортация за пределы РФ.

Правовой статус апатридов и бипатридов

В силу ряда обстоятельств физическое лицо может быть бипатридом, т.е. оказаться в правовом состоянии одновременного гражданства двух государств (двойное гражданство). Условно к этой категории можно отнести лиц, обладающих гражданством более двух государств (множественное гражданство). Правовое состояние двойного гражданства у физического лица возникает обычно в результате коллизии законодательства различных государств о порядке приобретения и утраты гражданства. Это может иметь место, в частности: при рождении ребенка от родителей — граждан страны, применяющей принцип «права крови», на территории страны, применяющей принцип «права почвы»; при браке женщины с иностранцем, если законодательство страны женщины не исключает ее из гражданства после вступления в брак, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей гражданство; при усыновлении, если государство усыновляемого не дает согласия на выход из гражданства, а государство гражданства усыновителей предоставляет ему свое гражданство; при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другого государства, не теряет своего прежнего гражданства, и т.д.

В целях преодоления всевозможных коллизий законов о гражданстве и урегулирования возникающих при этом сложностей 12 апреля 1930 г. в Гааге была подписана Конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизиям законов о гражданстве. Некоторые ее постановления касались вопросов двойного гражданства. В преамбуле указанной Конвенции провозглашалось, что каждое лицо должно иметь только одно гражданство и что необходимо добиваться ликвидации всех случаев двойного гражданства.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Наличие у гражданина РФ двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

По Конвенции 1930 г. государство не может осуществлять дипломатическую защиту лиц, обладающих двойным гражданством, против государства, в гражданстве которого эти лица состоят. На территории третьего государства за лицами, обладающими двойным гражданством, признается только гражданство одного государства: либо гражданство государства, в котором обычно проживает данное лицо, либо гражданство государства, с которым данное лицо имеет другую, более тесную связь, либо гражданство государства, где лицо имеет постоянный доход.

Для некоторых случаев характерно применение в отношении лиц с двойным гражданством правила эффективного гражданства. Например, согласно ст. 3 Статута Международного Суда ООН в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Лицо, которое можно рассматривать применительно к составу Суда как гражданина более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.

Для урегулирования вопросов, возникающих в связи с двойным гражданством, между государствами заключаются двусторонние соглашения. Российская Федерация в 1995 г. заключила с Республикой Таджикистан Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства. Стороны согласились признавать за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны и договорились, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой постоянно проживают. В Договоре предусматривается, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. В третьем государстве защита и покровительство таким лицам оказываются стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой стороной.

В проектах статей по дипломатической защите, подготовленных Комиссией международного права ООН (2006 г.), анализируемому вопросу посвящены ст. 6 и 7. В соответствии с ними любое государство, гражданином которого является лицо с двойным или множественным гражданством, может осуществлять дипломатическую защиту в отношении этого лица против государства, гражданином которого это лицо не является. Два или более государств гражданства могут совместно осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица с двойным или множественным гражданством. Государство гражданства не может осуществлять дипломатическую защиту в отношении какого-либо лица против государства, гражданином которого это лицо также является, кроме случаев, когда гражданство первого государства является преобладающим как на дату причинения вреда, так и на дату официального предъявления требования.

Комиссия международного права ООН занималась вопросами двойного гражданства и пришла к выводу, что еще не созрели необходимые условия для принятия конвенции о сокращении двойного гражданства и его исключении в будущем. Поэтому Комиссия решила временно отложить рассмотрение вопроса о двойном гражданстве и ограничиться работой по вопросу о безгражданстве (апатризме).

Безгражданство — это такое правовое состояние лица (апатрида), которое сложилось в результате столкновения законодательств о гражданстве различных государств. Оно возникает в случае потери каким-либо лицом прежнего гражданства и неполучения нового. Различают два случая безгражданства. В первом случае безгражданство наступает с момента рождения лица, а во втором случае — в результате утраты гражданства. Неблагоприятным последствием состояния безгражданства является невозможность пользования соответствующим лицом всей полнотой прав, принадлежащих гражданину, ни в одном государстве.

Попытка, предпринятая в этом направлении на Гаагской конференции в 1930 г., успехом не увенчалась. Принятая на указанной Конференции Конвенция предусматривала факультативный характер разрешения на выход из гражданства до тех пор, пока лицо, его получившее, не приобрело гражданство другого государства. В частности, законодательство о гражданстве не должно лишать гражданства женщину, вступившую в брак с иностранцем, если она не приобрела гражданства другого государства.

В настоящее время правовой статус апатридов определяется Конвенцией о статусе апатридов 1954 г. и Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. Конвенция 1954 г. устанавливает на территории государств-участников определенный правовой режим для лиц без гражданства: защищает личный статус, их имущественные права. Данная Конвенция обязывает государства-участников предоставлять лицам без гражданства такое же правовое положение, каким пользуются на их территории иностранцы. Конвенция 1961 г. не допускает лишение гражданства, если оно ведет к безгражданству. Согласно этой Конвенции утрата гражданства в силу изменений в личном статусе ставится под условие получения нового гражданства.

В Российской Федерации статус апатридов почти приравнен к статусу иностранных граждан. Исключение составляет случай, при котором дипломатические представительства иностранного государства не вправе оказывать защиту лицам без гражданства на территории государства пребывания. Вместе с тем в соответствии с вышеупомянутыми проектами статей по дипломатической защите государство может осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица государства, которое на дату причинения вреда и на дату официального предъявления требования законно и обычно проживает в этом государстве.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовой статус бипатридов и апатридов

Бипатриды – это лица с двойным или множественным гражданством. Термин “множественное гражданство” является более точным, однако поскольку на практике в основном распространено двойное гражданство, то значительно чаще используется термин “двойное гражданство”. Возникновение данного явления может быть связано с коллизией законов, по-разному решающих вопросы гражданства (например, у родителей, имеющих гражданство страны с национальным законом, основанным на принципе крови, ребенок родился на территории другого государства, законодательство которого основано на принципе почвы). То же самое может иметь место при усыновлении, вступлении в брак и натурализации.

Двойное гражданство представляет собой усложненный правовой статус, поскольку одно лицо одновременно имеет и права, и обязанности по отношению к двум государствам (двойная дипломатическая и консульская защита, но и двойная воинская повинность). Статус бипатрида узаконен в международном праве, однако его наличие предполагает сочетание двух юридических компонентов – национального закона и международного договора.

Для определения личного закона бипатрида применяется, как правило, принцип эффективного гражданства, – критерий наиболее тесной правовой связи лица с каким- либо из государств, гражданством которых оно обладает (в основном это государство места постоянного или обычного проживания). В Статуте Международного Суда ООН (ст. 3) предусмотрено, что лицо, которое может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется гражданскими и политическими правами.

На практике применяется правило, вытекающее из государственного суверенитета: государство, гражданин которого имеет также гражданство другого государства, рассматривает такое лицо как своего гражданина, игнорируя при этом статус лица как бипатрида. Такой практики придерживается большинство государств мира.

В Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г. включена глава о множественном гражданстве, положения которой узаконивают подобный статус индивидов (в частности, бипатриды по рождению). Граждане государства-участника, имеющие одновременно гражданство другого государства, пользуются на территории государства места своего проживания теми же правами и обязанностями, что и другие граждане этого государства.

Бипатриды проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают в момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, должны освобождаться от призыва в другом государстве. Это положение закреплено в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., однако к соответствующим статьям государства-участники вправе делать оговорки. Дипломатическая защита бипатридов осуществляется органами государства места жительства.

В принципе, право и обязанность дипломатической защиты бипатридов имеют все государства, в гражданстве которых состоит данное лицо. В связи с этим могут возникнуть определенные сложности. Например, на территории государства, гражданство которого имеет бипатрид, другое государство, в чьем гражданстве также состоит это лицо, пытается оказать ему дипломатическую защиту. В данной ситуации такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо является гражданином государства, против которого оказывается защита. Конкуренция дипломатической защиты может иметь место и на территории третьего государства. В этом случае, как правило, учитывается принцип эффективного гражданства.

Международное сотрудничество идет по линии сокращения случаев двойного и множественного гражданства. Национальное законодательство большинства государств не предусматривает возможности получения двойного гражданства, но в законах отдельных государств есть нормы, разрешающие иметь двойное гражданство (Франция, Израиль, ФРГ). Например, ст. 11 Конституции Испании устанавливает, что Испания может заключать договоры о предоставлении двойного гражданства с государствами Латинской Америки или другими государствами, имеющими особые связи с Испанией.

В Конституции РФ (ст. 62) закреплено право российских граждан параллельно иметь гражданство других государств на основе федерального закона или международного договора. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Иное может быть предусмотрено федеральным законом или международным договором. Положение о том, что федеральный закон вправе изменить конституционную норму, само по себе является неконституционным, поскольку никакой федеральный закон не может изменять или отменять конституционные установления. Предпосылкой и основанием юридического признания двойного гражданства является наличие специального договора о двойном гражданстве.

На практике гражданин Российской Федерации может приобрести гражданство иностранного государства не только на основании российского закона или международного договора. Российское законодательство не содержит никаких запретов в отношении натурализации российских граждан за границей, такая натурализация не является основанием для утраты российского гражданства и не влечет за собой ответственности индивида. Гражданин Российской Федерации, получивший гражданство иностранного государства и не оформивший выход из российского гражданства, автоматически становится бипатридом.

Международные соглашения, посвященные вопросам двойного гражданства, можно разделить на две группы.

  • 1. Договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (дипломатическая защита, воинская повинность), – Гаагская конвенция о некоторых вопросах, касающихся коллизий законов о гражданстве, 1930 г., Европейская (Страсбургская) конвенция о множественном гражданстве 1963 г., Конвенция Лиги арабских государств о двойном гражданстве 1954 г. В Гаагской конвенции 1930 г. участвует всего 20 государств, но некоторые ее положения приобрели статус обычных норм международного права и закреплены в других международных соглашениях (норма ст. 5 Конвенции о принципе эффективного гражданства рецепирована в ст. 3 Статута Международного Суда ООН). Комиссия международного права разработала два проекта Конвенции о сокращении случаев двойного гражданства и об искоренении двойного гражданства в будущем. Система двусторонних соглашений в основном регулирует вопросы военной службы бипатридов (решение основано на принципе эффективного гражданства).
  • 2. Договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства, – Соглашение между СССР и Монголией 1937 г., двусторонние договоры СССР с государствами Восточной Европы 1956–1958 гг., Соглашение между Российской Федерацией и Казахстаном 1995 г. предусматривают упрощенный порядок приобретения гражданства и выхода из него (путем регистрации) при переезде на постоянное место жительства в одно из государств-участий ков.

Договоры о предотвращении случаев возникновения двойного гражданства, заключенные СССР с государствами Восточной Европы, регламентировали вопросы гражданства ребенка, родившего от смешанного брака. Если родители по обоюдному согласию не подали заявление в компетентные органы государства, гражданство которого они избрали для ребенка, то он считается гражданином той страны, на территории которой родился. Если ребенок родился на территории третьей страны, он считается гражданином того договаривающегося государства, в котором родители имели совместное место жительства до своего выезда.

Апатриды (лица без гражданства) – это особое правовое состояние индивида. Как правило, является следствием коллизий национальных законов о гражданстве. Это правовой статус, который характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство считается правовой аномалией, поскольку в международном праве закреплено право лица на гражданство.

Безгражданство может быть абсолютным (апатрид по рождению) и относительным (утрата гражданства). Например, рождение у родителей, государство гражданства которых придерживается принципа почвы, ребенка на территории государства, законодательство которого основано па принципе крови; вступление в брак с иностранцем женщины, национальный закон которой предусматривает в таких случаях автоматическую утрату гражданства, а национальный закон мужа не предусматривает автоматического приобретения гражданства.

Апатриды подчиняются юрисдикции того государства, на территории которого они имеют постоянное место жительства. По своему правовому положению они приравнены к иностранным гражданам, но при этом не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства. Апатриды обладают меньшим объемом гражданских прав и свобод, чем граждане государства пребывания (отсутствие конституционных и политических прав, лишение возможности обратиться к консульской или дипломатической защите). Как и иностранные граждане, апатриды не несут воинской обязанности, на них распространяются те же профессиональные ограничения.

Конституция РФ (ст. 62) содержит норму, в соответствии с которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Международное сотрудничество демонстрирует тенденцию к сокращению количества апатридов и к установлению определенного правового статуса этих лиц. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. закрепляет обязанность государств предоставлять апатридам такой же статус, что и иностранным гражданам. Цель данной Конвенции – не устранение самого явления безгражданства, а установление для апатридов определенного правового режима. Защищаются их личный статус, имущественные права, свобода предпринимательства, право на труд и образование.

В Конвенции о статусе апатридов подчеркивается, что у каждого апатрида существуют обязательства в отношении страны места нахождения; он должен подчиняться ее законам и постановлениям (ст. 2). Личный статус апатрида определяется законами страны его домицилия или законами страны его проживания (ст. 12). В некоторых вопросах (авторские и промышленные права, доступ к правосудию, правовая помощь) апатридам должен быть предоставлен национальный режим.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г. предусматривает, что лицу, родившемуся на территории государства (в том числе найденышу), должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридом; утрата гражданства в связи с изменениями в личном статусе должна быть связана с условием получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1, 2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).

Особенность Конвенции о сокращении случаев безгражданства – создание международного органа, в который лица без гражданства могут обращаться с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее норм. Функции такого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Апатриды могут обращаться к Верховному комиссару с требованиями о помощи (ст. 11).

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. содержит положения, направленные на сокращение случаев безгражданства. Например, государство-участник может разрешить лицу выход из своего гражданства только в том случае, если это не приведет к утрате лицом гражданства вообще.

Административно-правовой статус лиц без гражданства (апатридов)

Лица без гражданства являются особенной категорией жителей любого государства, причём её представителей довольно много на территории России. Чаще всего это граждане СССР, которые после распада страны так и не получили новое гражданство. В 2015 году в РФ проживало около 14 тысяч апатридов, но с каждым годом их количество сокращается, поскольку законы становятся более лояльными к таким людям и позволяют им легально обустроиться в стране.

Кто такие апатриды: международный статус

Человеком без гражданства или апатридом считают лицо, которое не обладает статусом гражданина ни одной страны в мире. В 1961 году ООН была принята «Конвенция о сокращении безгражданства», поэтому мировая политика в последнее время направлена на уменьшение количества таких людей, и гражданство уже трактуется как обязанность, а не как добровольный выбор человека.

Права данной категории граждан в России описаны в законе № 109 «О миграционном учёте».

Плюсы и минусы положения апатрида

К положительным моментам можно отнести то, что права на самые необходимые вещи у граждан страны и апатридов почти равные. В первую очередь это права на образование, медпомощь и трудоустройство. Также апатриды могут свободно пересекать границу РФ по визам и другим разрешительным документам.

Недостатков в отсутствии гражданства довольно много:

  • существуют ограничения в приобретении собственности;
  • для посещения других стран придётся оформлять визу;
  • силовые структуры государства при необходимости могут ограничивать перемещение апатрида по стране;
  • у апатрида меньше прав, чем у гражданина;
  • человек без гражданства не может воспользоваться дипломатической защитой какой-либо страны (этим отличается от иностранных граждан);
  • отсутствие социальных льгот и выплат (например, пенсии);
  • мерой наказания при нарушении законов может быть избрано выдворение из государства.

Видео: способы приобретения и утраты гражданства, бипатриды и апатриды

Причины потери гражданства

Существует ряд оснований для потери человеком гражданства:

  1. При рождении в семье апатридов. Когда оба родителя являются апатридами, ребёнок не наследует от них какое-либо гражданство. В таких случаях он может получить подданство только при том условии, что он рождён на территории страны, в которой работает принцип приобретения гражданства по праву почвы, а не по праву крови. Чаще всего люди становятся апатридами именно по этой причине.
  2. При добровольном отказе от гражданства. Если человек более не хочет быть гражданином государства, он подаёт в компетентные органы заявление об этом и проходит процедуру выхода из гражданства. В результате человек лишается паспорта и свидетельства о рождении, которые были выданы в стране, и становится апатридом. Чаще всего такое положение лишь временное, поскольку выход из гражданства был необходим человеку для получения статуса гражданина другого государства.
  3. При лишении гражданства. Такую процедуру чаще всего осуществляют, когда человек является угрозой для безопасности общества или когда гражданство было получено незаконно. Обычно после этого человека выдворяют из страны.
  4. Вследствие определённого юридического процесса, когда он становится причиной лишения человека всех привилегий, гражданства в том числе. Чаще всего такое случается, если человек получил гражданство благодаря фиктивному браку. Когда обман вскрывается, государство начинает процесс аннулирования брака, соответственно, человек теряет основание для сохранения гражданства.
  5. При исчезновении государства. Когда государство меняет свой статус (например, объединяется с другим) или исчезает, то его граждане автоматически становятся апатридами. Чаще всего они могут получить паспорт нового государства по упрощённой схеме.

После распада СССР граждане страны стали апатридами, пока не получили российские паспорта

Права, обязанности и ответственность апатридов

Права апатридов и граждан государства почти равны, однако, первые лишены возможностей:

  • голосовать на выборах, вступать в политические партии и иные объединения;
  • претендовать на государственную должность;
  • нести военную службу;
  • работать на должностях с высоким уровнем ответственности и власти (к примеру, командир экипажа морского или воздушного судна).

Апатрид по законам России может получить образование, медпомощь и устраиваться на работу.

К обязанностям апатридов в первую очередь относится соблюдение законов страны, в которой они находятся, а также уплата налогов и отчислений, уважение к Конституции страны.

Административно-правовой статус лиц без гражданства

Отсутствие гражданства не значит выпадения из правового поля.

Пересечение границы РФ

Апатриды имеют возможность пересекать границу РФ при наличии визы, для получения которой необходимо удостоверение личности. К ним относятся:

  • недействительный паспорт,
  • свидетельство о рождении,
  • РВП (разрешение на временное проживание),
  • ВНЖ (вид на жительство в стране).

Если такого документа нет, то человек считается нелегалом и по закону должен покинуть территорию РФ в течение 3 месяцев. Если он не сделает этого, то будет депортирован.

После приезда в Россию апатрид обязан в течение 3 первых дней встать на учёт в ФМС.

Выезд производится по тому же документу, по которому осуществлялся въезд, а на пункте пропуска на границе нужно сдать миграционную карту.

Документы, подтверждающие личность

Для подтверждения личности апатрида в России принимаются:

  • выданный иностранным государством документ, признаваемый в РФ как удостоверяющий личность;
  • РВП;
  • ВНЖ;
  • иные документы, которые согласно договорам РФ с другими странами могут быть признаны как удостоверяющие личность (указаны в статьях 27 и 28 «Конвенции о статусе апатридов»).

По оценкам ООН в мире около 10 миллионов людей не имеют гражданства

Легализация человека без гражданства в России

Процесс легализации апатридов состоит из нескольких этапов.

Первый этап — подтверждение личности. Если у кандидата нет нужных документов, то следует просить о процедуре установления личности. Для этого человек должен обратиться в ближайшее отделение Управления по вопросам миграции МВД России. Нужно будет предоставить заявление и все имеющиеся бумаги с любыми личными данными (документ об образовании, свидетельство о браке, недействительный паспорт, водительское удостоверение и пр.). Также потребуются:

  • свидетельство о рождении кандидата;
  • паспорта родителей;
  • справка о регистрации в РФ либо листок убытия с территории иностранного государства;
  • автобиография апатрида.

За подтверждение личности необходимо будет заплатить госпошлину.

Следующий этап — оформление разрешения на временное пребывание в стране (РВП) и дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Именно РВП позволяет апатридам пользоваться благами наравне с гражданами страны: оформлять медицинский полис, трудоустраиваться, получать образование. Каждый год правительством РФ устанавливаются квоты на выдачу этого документа, а количество желающих сильно превышает их, поэтому, к сожалению, не все успевают получить разрешение. Для ходатайства о выдаче РВП апатриду необходимо явиться в Федеральную миграционную службу и написать соответствующее заявление. При подаче документов на РВП взимается пошлина размером 1600 рублей.

Разрешение на временное проживание в России позволяет апатриду пользоваться правами жителя страны

Последний этап — получение ВНЖ. Он выдаётся через год после оформления апатридом РВП. Начинать процесс стоит заранее, хотя бы за полгода до завершения срока действия РВП. Для прошения ВНЖ необходимо лично явиться в отделение ФМС России и предоставить ряд документов:

  • заявление о предоставлении ВНЖ,
  • какой-либо удостоверяющий личность документ,
  • 4 стандартных фото 3*4 см,
  • РВП,
  • справка о доходах, которые не ниже уровня прожиточного минимума (для трудоспособного населения в конце 2016 года он составлял около 10600 рублей),
  • документ, свидетельствующий о наличии места проживания,
  • медицинское заключение об отсутствии опасных для окружающих заболеваний.

Заявление о предоставлении ВНЖ для несовершеннолетних подаётся родителями или другими законными представителями.

Человек, проживающий в стране на основании ВНЖ, обязан каждый год являться в ФМС и подтверждать своё нахождение в стране, а также уведомлять, если он её покинул. Апатридам ВНЖ выдаётся на 5 лет.

Пошлина за оформление ВНЖ составляет 3500 р. На рассмотрение заявления уходит не более 6 месяцев.

Видео: российское гражданство, статус иностранцев

Как апатриду стать гражданином

Необходимый срок беспрерывного проживания для получения паспорта составляет 5 лет. Льготными условиями приобретения гражданства могут пользоваться следующие лица (они могут оформить гражданство уже через 6 месяцев):

  • носители русского языка;
  • рождённые в СССР или те, кто получал там образование;
  • законные супруги граждан России, совместно прожившие более 3 лет.

К кандидатам, желающим получить гражданство, есть ряд требований:

  • знать русский язык;
  • иметь легальный источник дохода;
  • оплатить госпошлину (3500 рублей).

Знание языка проверяется посредством тестирования, стоимость которого около 5500 рублей.

Документы подаются в ФМС по месту проживания. На рассмотрения такого вопроса уходит около года, после чего президентом выносится решение.

Апатриды — это отдельная категория людей, которая отличается как от граждан страны, так и от иностранцев. Они имеют возможность пользоваться медицинской помощью, трудоустраиваться и получать образование, однако для этого нужны разрешение на временное проживание или вид на жительство. Легализация апатридов в РФ состоит из нескольких последовательных шагов, при внимательном выполнении которых человек без гражданства может стать полноценным гражданином страны.

Правовой статус апатридов и бипатридов

В силу ряда обстоятельств физическое лицо может быть бипатридом, т.е. оказаться в правовом состоянии одновременного гражданства двух государств (двойное гражданство). Условно к этой категории можно отнести лиц, обладающих гражданством более двух государств (множественное гражданство). Правовое состояние двойного гражданства у физического лица возникает обычно в результате коллизии законодательства различных государств о порядке приобретения и утраты гражданства. Это может иметь место, в частности: при рождении ребенка от родителей — граждан страны, применяющей принцип «права крови», на территории страны, применяющей принцип «права почвы»; при браке женщины с иностранцем, если законодательство страны женщины не исключает ее из гражданства после вступления в брак, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей гражданство; при усыновлении, если государство усыновляемого не дает согласия на выход из гражданства, а государство гражданства усыновителей предоставляет ему свое гражданство; при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другого государства, не теряет своего прежнего гражданства, и т.д.

В целях преодоления всевозможных коллизий законов о гражданстве и урегулирования возникающих при этом сложностей 12 апреля 1930 г. в Гааге была подписана Конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизиям законов о гражданстве. Некоторые ее постановления касались вопросов двойного гражданства. В преамбуле указанной Конвенции провозглашалось, что каждое лицо должно иметь только одно гражданство и что необходимо добиваться ликвидации всех случаев двойного гражданства.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства РФ. Наличие у гражданина РФ двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

По Конвенции 1930 г. государство не может осуществлять дипломатическую защиту лиц, обладающих двойным гражданством, против государства, в гражданстве которого эти лица состоят. На территории третьего государства за лицами, обладающими двойным гражданством, признается только гражданство одного государства: либо гражданство государства, в котором обычно проживает данное лицо, либо гражданство государства, с которым данное лицо имеет другую, более тесную связь, либо гражданство государства, где лицо имеет постоянный доход.

Для некоторых случаев характерно применение в отношении лиц с двойным гражданством правила эффективного гражданства. Например, согласно ст. 3 Статута Международного Суда ООН в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Лицо, которое можно рассматривать применительно к составу Суда как гражданина более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.

Для урегулирования вопросов, возникающих в связи с двойным гражданством, между государствами заключаются двусторонние соглашения. Российская Федерация в 1995 г. заключила с Республикой Таджикистан Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства. Стороны согласились признавать за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны и договорились, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой постоянно проживают. В Договоре предусматривается, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. В третьем государстве защита и покровительство таким лицам оказываются стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой стороной.

В проектах статей по дипломатической защите, подготовленных Комиссией международного права ООН (2006 г.), анализируемому вопросу посвящены ст. 6 и 7. В соответствии с ними любое государство, гражданином которого является лицо с двойным или множественным гражданством, может осуществлять дипломатическую защиту в отношении этого лица против государства, гражданином которого это лицо не является. Два или более государств гражданства могут совместно осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица с двойным или множественным гражданством. Государство гражданства не может осуществлять дипломатическую защиту в отношении какого-либо лица против государства, гражданином которого это лицо также является, кроме случаев, когда гражданство первого государства является преобладающим как на дату причинения вреда, так и на дату официального предъявления требования.

Комиссия международного права ООН занималась вопросами двойного гражданства и пришла к выводу, что еще не созрели необходимые условия для принятия конвенции о сокращении двойного гражданства и его исключении в будущем. Поэтому Комиссия решила временно отложить рассмотрение вопроса о двойном гражданстве и ограничиться работой по вопросу о безгражданстве (апатризме).

Безгражданство — это такое правовое состояние лица (апатрида), которое сложилось в результате столкновения законодательств о гражданстве различных государств. Оно возникает в случае потери каким-либо лицом прежнего гражданства и неполучения нового. Различают два случая безгражданства. В первом случае безгражданство наступает с момента рождения лица, а во втором случае — в результате утраты гражданства. Неблагоприятным последствием состояния безгражданства является невозможность пользования соответствующим лицом всей полнотой прав, принадлежащих гражданину, ни в одном государстве.

Попытка, предпринятая в этом направлении на Гаагской конференции в 1930 г., успехом не увенчалась. Принятая на указанной Конференции Конвенция предусматривала факультативный характер разрешения на выход из гражданства до тех пор, пока лицо, его получившее, не приобрело гражданство другого государства. В частности, законодательство о гражданстве не должно лишать гражданства женщину, вступившую в брак с иностранцем, если она не приобрела гражданства другого государства.

В настоящее время правовой статус апатридов определяется Конвенцией о статусе апатридов 1954 г. и Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. Конвенция 1954 г. устанавливает на территории государств-участников определенный правовой режим для лиц без гражданства: защищает личный статус, их имущественные права. Данная Конвенция обязывает государства-участников предоставлять лицам без гражданства такое же правовое положение, каким пользуются на их территории иностранцы. Конвенция 1961 г. не допускает лишение гражданства, если оно ведет к безгражданству. Согласно этой Конвенции утрата гражданства в силу изменений в личном статусе ставится под условие получения нового гражданства.

В Российской Федерации статус апатридов почти приравнен к статусу иностранных граждан. Исключение составляет случай, при котором дипломатические представительства иностранного государства не вправе оказывать защиту лицам без гражданства на территории государства пребывания. Вместе с тем в соответствии с вышеупомянутыми проектами статей по дипломатической защите государство может осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица государства, которое на дату причинения вреда и на дату официального предъявления требования законно и обычно проживает в этом государстве.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статус и права апатрида

Одной из базовых потребностей здравомыслящего существа является ощущение принадлежности к своему государству. Подданство позволяет человеку ощущать почву под ногами и даёт ему определённые права. Апатрид этого всего не имеет. Сегодня в мире имеется немалое количество людей, имеющих статус апатрида.

Общая информация

Апатрид — это греческое понятие. В переводе с греческого языка этот термин означает человека, лишённого родины. Это означает то, что человек не имеет возможности удовлетворить свою принадлежность к гражданству той или иной державы. К сожалению, сегодня термин «апатрид» стал глобальным.

В широких кругах этот термин обозначает лицо без гражданства. Этот термин обозначает физических лиц, не обладающих статусом подданного той или иной державы. Лица, не имеющие гражданства, полноправными подданными не признаются.

Нелёгкая жизнь апатридов

Не смотря на это, лица, не имеющие гражданства обязуются подчиняться закону того государства, которое их приютило. Но не стоит полагать, что апатриды являются бесправными и безмолвными существами. У них есть все права человека, но нет главных привилегий, актуальных для лица, имеющего гражданство.

О чём говорит Конвенция

28.09.1954 г. была принята Конвенция о статусе апатридов. В главе первой «Общие положения» говорится о недопустимости дискриминации апатридов по признаку:

  1. Расы.
  2. Страны рождения.
  3. Религиозных убеждений.

Апатриды имею полное право на исповедание своих религиозных убеждений и предоставление своему потомству религиозного воспитания.

В этой же главе говорится об апатридах-моряках. Этот термин подразумевает служащих экипажей кораблей, которые ходят под флагом одного из государств. Если апатрид окажется на территории одной из Договаривающихся стран, то власти обязуются предоставить ему право на временный въезд. Также этот термин предполагает наличие права человека на получение проездных документов.

Международное положение

Правоспособность зарубежных подданных и лиц, не имеющих гражданства, заслуживает отдельного рассмотрения. Во всех странах регулирование правового положения иностранцев осуществляется законодательством страны. Регулирование в обязательном порядке должно соответствовать нормам, признанным в международном порядке.

Международно-правовое положение иностранных подданных предполагает сочленение обязанностей и прав людей на территории конкретной державы. Существует 3 формы международно-правового положения иностранцев:

  • специальная;
  • национальная;
  • режим наилучшего благоприятствования.

Специальная форма, в соответствии с международно-правовым положением иностранцев, предполагает предоставление подданным других стран некоторых прав. Руководствуясь международно-правовым положением иностранцев, подданные бывших союзных республик пользуются многочисленными правами на территории российского государства.

Национальная форма, в соответствии с международно-правовым положением иностранцев, способствует уравнению статуса в определенной сфере иностранных подданных и лиц, имеющих гражданство. Режим наилучшего благоприятствования соответственно международно-правовому положению зарубежных подданных предполагает предоставление подданным других государств наиболее выгодных прав.

Когда иностранный подданный пребывает за пределами своей державы, он, соответственно международно-правовому положению, имеет полное право обратиться за защитой в своё дип. учреждение. Одновременно иностранный подданный обязуется подчиняться законодательству приютившей его державы.

О чём нужно помнить апатридам

Административно-правовой статус дозволяет подданным других держав временно проживать на территории российского государства. При этом на руках у человека должны быть все разрешительные документы. Административно-правовой статус предполагает, что дозволение временно находиться в России может быть оформлено:

  • как отметка в паспорте;
  • как документ определённой формы (выдаётся на территории РФ).

Также административно-правовой статус дозволяет нахождение подданного другого государства на фоне специальной квоты, которая была утверждена российским правительством. Срок действия разрешительного документа в соответствии с административно-правовым статусом подданного иного государства составляет 36 месяцев.

Отметка в паспорте о разрешении на временное проживание в РФ

Важно понимать, что в положении «Об административно-правовом положении подданных других государств» говорится о возможности отказа в выдаче разрешительного документа. Также в положении «Об административно-правовом положении подданных других государств» говорится о возможностях аннулирования разрешительных документов.

Если подданный другой страны, например Украины, получил отказ при попытке въехать на территорию России, то, в соответствии со своим административно-правовым положением, он имеет право на повторную подачу заявления. Выступить с заявлением согласно административно-правовому положению иностранец может только через 12 мес. со дня отказа.

На территории РФ действует программа переселения соотечественников, которая значительно упрощает жизнь апатридам.

Административно-правовой статус дозволяет иностранцу ходатайствовать о получении вида на жительство.

Этот вопрос может решиться как положительно, так и отрицательно.

Вопрос бипатридов

Понятие «апатриды и бипатриды» не тождественно. Бипатрид также именуется биполидом. Этот термин обозначает лицо, имеющее гражданство одновременно двух или более стран.

Подавляющее большинство государств негативно относятся к двойному гражданству. Это объясняется тем, что на фоне двугражданства могут возникнуть серьёзные сложности при осуществлении обязанностей людей и их конституционных прав. По этой причине двойное гражданство нередко запрещено. Лица, имеющие двойное подданство, нередко подвергаются судебному преследованию.

Российская Конституция двойное подданство признает. Лица, имеющие двойное подданство, не ущемляются в правах и не преследуются в судебном порядке.

Сегодня термин «бипатризм» стал более актуальным, нежели несколько лет назад. Острые дискуссии ведутся как внутри стран, так и во время международных встреч. Очень часто русскоязычные граждане стран СНГ, рождённые до 1991 года, высказывают желание иметь ещё и российское подданство. К сожалению, такую возможность своим гражданам предоставляют далеко не все страны.

Сегодня между Россией и некоторыми странами СНГ заключены важные соглашения. Может быть, что в ближайшем будущем положительно решится и вопрос бипатризма.

Сложное положение

Каждый апатрид имеет право на пользование нац. режимом. Это значит, что человек имеет права, практически аналогичные правам гражданина. Существуют и некоторые исключения. Так, апатрид не имеет права участвовать в выборах Президента или депутатов в Государственную Думу. Также апатрид до получения российского подданства не может начать свою политическую карьеру.

Такие же ограничения касаются и иностранных граждан. Отличие состоит в том, что в случае ущемления прав иностранец имеет право обратиться за помощью в дип. учреждение своего государства.

Апатриды в армии не служат

В России апатрид не имеет права проходить службу в армии. Это касается как срочной, так и контрактной службы. Сложный правовой статус не предполагает наличие возможности занять даже должность, не имеющую и никакого отношения к политике. Так, человек, являющийся апатридом, не имеет права стать командиром экипажа в авиатранспорте.

Это касается не только военного корабля, но и гражданского. Кроме того, человек, ставший апатридом на территории России, не может стать хранителем государственной тайны. Работать на государственной службе лицо, не имеющее подданства, также не имеет возможности.

Существуют и другие ограничения. Так, при наличии соответствующего распоряжения, силовые структуры России могут ограничить апатрида в передвижении по территории страны. Если такового распоряжения нет, то человек имеет возможность беспрепятственного передвижения в пределах российского государства.

Находиться на территориях, для посещения которых необходимо специальное разрешение, лицо, являющееся апатридом, не может.

Право на получение образования у апатридов есть. По окончании университета человек может официально трудоустроиться и даже подняться по карьерной лестнице. Также апатриды имеют возможность получить медицинский полис. Есть у них и право на пересечение границы. Вид на жительство, полученный лицом, не имеющим подданства, может продляться. Иногда выдаётся бессрочный ВНЖ.

Заключение

Одним из главных прав человека, имеющего статус апатрида, является его прекращение. К сожалению, далеко не все страны готовы принять в подданство человека, не имеющего на то серьёзных оснований. Требуется подготовить множество документов, чтобы получить подданство страны лицу без гражданства. Сегодня на эту тему продолжаются дискуссии в ООН.

Источники:
http://zakonoved.su/lico-bez-grazhdanstva-status.html
http://studopedia.ru/4_96885_pravovoy-status-apatridov-i-bipatridov.html
http://studme.org/90997/pravo/pravovoy_status_bipatridov_apatridov
http://evroportal.ru/immigratsiya/administrativno-pravovoy-status-lits-bez-grazhdanstva-apatridov/
http://studopedia.ru/4_96885_pravovoy-status-apatridov-i-bipatridov.html
http://visasam.ru/russia/migraciya/pravovoi-status-apatrida.html
http://viplawyer.ru/arenda-zemli-u-administracii-goroda/

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию